logo
ф-фия др

IV. Философия Китая

Середина I тысячелетия до н. э. — период, когда почти одновременно в трех очагах древней цивилизации — Индии, Китае и Греции произошел переход от мифологического мировоззрения к философии, интеллектуальному поиску исти­ны, опирающемуся на знание.

Проблема китайского общества в тот период — как гар­монично организовать жизнь народа, как управлять государ­ством.

Незыблемость существующего строя — основной прин­цип конфуцианства. Это идеология патриархальной монар­хии. В «Чжоу-юнь» весь традиционный уклад жизни сведен к пяти отношениям:

— отношение между государем и чиновниками;

— родителями и детьми;

— мужем и женой;

— старшими и младшими братьями;

— между друзьями.

Конфуцианского жречества не было. Правилам исполне­ния обрядов отец учил сына. Имелась система экзаменов на государственные должности, где требовали знание конфуци­анства. Сущность этой религии состояла в соблюдении тра­диций, в реализации отношений к гражданским обязанно­стям.

В III веке до нашей эры получила распространение фило­софия Цзау Яня.

5 элементов — вода, огонь, дерево, металл, земля являют­ся центральной темой философии Цзау Яня.

Цзау-Янь создал умозрительную концепцию развития ми­ра, в основе которой лежат эти 5 элементов. Элементы сме­няются согласно своему характеру, который определяется силой. При ее помощи они преодолевают сопротивление друг друга в следующем порядке: земля, дерево, побеждающее землю, металл, который победит дерево, огонь, который по­беждает металл, вода, которая побеждает огонь, и вновь зем­ля, которая побеждает воду. Характер же взаимного преодо­ления был приписан 5 элементам с точки зрения их исполь­зования человеком.

Остановимся более подробно на философских идеях дао­сизма.