logo
ф-фия др

Спасение

К «спасению» в индуизме ведут три главных пути: путь дел, путь знания и путь посвящения.

1. Путь дел предусматривает исполнение церемоний, обязанностей и священных ритуалов, посещение святых мест для совершения обрядов. Река Ганг считается святой. Ее на­зывают Матерью Ганг. К ней ежегодно собираются десятки тысяч индусов для того, чтобы смыть грехи в ее водах.

2. Путь знания состоит в освобождении разума от пред­ставления себя отдельной от брахмана (т. е. от единой реаль­ной действительности) личностью. Люди, исповедующие ин­дуизм, верят, что человек представляет собой не отдельною личность, а является частью всего, что его окружает, т. е. то­го, что они называют брахманом. Они находятся в состоянии майя (иллюзии), думая о себе как об отдельных личностях. Ничего отдельного нет, все едино и все является брахманом. В этом

3

мы видим проявление идей монизма (дух и материя составляют единое целое) и пантеизма (все является Богом). Эти идеи связаны с идеей праны, всепроницающей уни­версальной энергией. Людям, которые развивают свои спо­собности для ее восприятия, она становится доступной. Важ­ное место в пути знания занимает система йоги. Слово «йо­га» означает единство или единение. Процедура йоги должна привести человека к полному прозрению, вернуть разуму его изначальную чистоту. Цель йоги заключается в воссоедине­нии человека с единой высшей действительностью — брах­маном.

3. Посвящение себя Богу должно выражаться в поклоне­нии и любви к тому богу, которого индуист избирает для по­читания. Любовь эта должна распространяться и на взаимоотношения между людьми. Спасение (если его можно на­звать спасением) всецело зависит от дел самого человека.