logo search
ф-фия др

Философы Мэн-цзы и Хань Фэй-цзы

После смерти Конфуция, довольно известными филосо­фами были Мэн-цзы (ок. 371-298 гг. до н.э.), Хань Фэй-цзы (ок. 298-238 гг. до н. э.).

Мэн-цзы считается ортодоксальным конфуцианцем. По­добно Конфуцию он учил, что в основе человеческой приро­ды заложено добро, несмотря на то, что не все люди дости­гают высокого

9

уровня нравственности. Его известное изре­чение гласит: «Как вода в природе течет вниз, так и человек по природе добр». Кроме того, Мэн-цзы учил, что Небо на­блюдает за положением дел на

земле, побуждая граждан вос­ставать против злых правителей, чтобы освобождаться от зла и устанавливать добро.

Хань Фэй-цзы отвергал идею природной доброты челове­ка. Он считал, что человеку свойственно совершать зло. По­этому он нуждается в воспитании и управлении на основе законов. Традиции, обычаи, ритуалы помогают сдерживать страсти, человека, соблюдать в жизни порядочность и благо­пристойность. По его мнению, мудрые правители древности знали злую природу человека и поэтому установили точные правила, контролирующие поведение людей. Хань Фэй-цзы не верил в существование чего-то сверхъестественного и в то, что Небо отвечает на молитвы. Он смотрел на вещи так, как смотрели на них даосисты, и был убежден, что существу­ет только безличный путь всех вещей — дао. Кроме того, он не верил ни в демонов, ни в духов предков, полагая, что цере­мониальные обряды имеют значение лишь для живых людей. Они ничего не дают мертвым.