Средства контроля вопросы для самоконтроля
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства.
Исторические типы мировоззрения и их сравнительный анализ. Философия как тип мировоззрения.
Предмет философии, его историческая динамика. Функции философии. Место и роль философии в формировании духовной культуры общества.
Основные проблемы и структура философии. Проблема основного вопроса философии.
Специфика философской традиции древней Индии. Философские школы древней Индии.
Древнекитайская философия, ее рационально-практическая направленность.
Ранняя греческая философия (милетская и элейская школы, Гераклит). Древнегреческий атомизм (Левкипп и Демокрит).
Философия софистов, Сократа и Платона.
Философия Аристотеля.
Философия эллинистическо-римской эпохи.
Ранняя средневековая философия. Патристика.
Средневековая схоластика. Номинализм и реализм.
Характерные черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.
Учения Николая Кузанского, Н. Коперника и Дж. Бруно о Вселенной. Натурфилософия и пантеизм.
Взаимообусловленность становления капитализма, естествознания и проблема метода в философии Нового времени.
Рационализм в философии Нового времени (Р. Декарт. Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц).
Эмпиризм в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).
Философия Просвещения, ее принципы и идеалы.
Философия И. Канта.
Философская концепция Г.В.Ф. Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Иррационалистические тенденции в философии XIX века (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
Философия марксизма, ее истоки, сущность и основные этапы развития.
Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской мысли ХVI–ХVII вв. (Ф. Скорина, С. Будный, К. Лыщинский, Симеон Полоцкий).
Философская мысль Беларуси ХVIII–ХХ вв.
Роль философских традиций Беларуси в формировании идеологии белорусского государства.
Основные особенности русской философии. «Русская идея» и философские воззрения западников и славянофилов.
Русская религиозная философия ХIХ–ХХ веков.
Философия русского космизма.
Позитивизм, основные этапы его развития.
Философия фрейдизма и неофрейдизма.
Феноменология Э. Гуссерля. Экзистенциальная философия.
Проблемы и понятия философской герменевтики.
Западная религиозная философия XX века.
Философия структурализма и феномен постмодернизма.
Онтология и метафизика. Основные философские концепции бытия.
Проблема субстанции в философии.
Категория материи. Развитие представлений о материи в истории философии.
Движение, пространство и время. Реляционная и субстанциальная концепция пространства и времени.
Исторические формы диалектики.
Основные принципы, законы и категории диалектики.
Понятие природы. Эволюция отношений общества к природе.
Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу.
Проблема генезиса сознания. Соотношение природных и социокультурных факторов в генезисе сознания.
Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Сознание, мышление, язык, самосознание.
Проблема человека в философии. Эволюция представлений о человеке в истории философской мысли.
Проблема ангропосоциогенеза. Дискуссии о происхождении и сущности человека.
Понятие личности в философии. Личность и свобода.
Проблема смысла жизни. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества.
Познавательная деятельность как предмет философского анализа. Многообразие форм познания (мифологическое, художественное, религиозное, философское, обыденное, научное).
Основные проблемы теории познания и их интерпретация в различных философских системах.
Взаимосвязь чувственного и рационального познания.
Познание и творчество. Интуиция и ее роль в познании.
Проблема истины в теории познания. Проблема понимания в философской герменевтике.
Понятие и структура практики, ее роль в познании мира.
Понятие науки. Специфика научного познания. Возможности и границы науки.
Уровни и методы научного познания. Метатеоретические основания научного исследования. Понятие научной революции.
Наука как социальный институт. Этика науки и социальная ответственность ученого.
Общество как объект философского анализа. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.
Общество как система социальных отношений. Понятие социальной структуры. Типы социальных структур.
Развитие социальной системы. Проблема общественного прогресса и его критериев. Линейные и нелинейные интерпретации истории.
Субъекты исторического процесса, роль масс и личностей в истории. Детерминизм и индетерминизм в учениях об обществе.
Марксистское учение об обществе. Теория общественно-экономических формаций.
Специфика цивилизационного подхода к обществу. Исторические типы цивилизаций. Формация и цивилизация.
Место Беларуси в современном цивилизационном развитии, цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире.
Понятие культуры. Культура и цивилизация. Многообразие и диалог культур.
Техника, ее роль в истории и современном мире.
Социальные последствия научно-технического прогресса.
Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности.
Философия и экологические императивы современной цивилизации.
Учебное издание
СЛЕМНЕВ Михаил Александрович
ДЕМИДОВ Александр Борисович
РУДКОВСКИЙ Эдвард Иосифович
- 5. Требования к уровню социально-гуманитарной подготовки выпускника
- 5.1. Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- 5.2. Требования к компетенциям выпускника по дисциплинам социально-гуманитарного цикла
- 5.2.3. По философии знать:
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Т е м а 2. Исторические типы классической философии
- Т е м а 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Т е м а 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия.
- Раздел II. Философия бытия т е м а 5. Метафизика и онтология
- Т е м а 6. Философия природы
- Раздел III. Философская антропология т е м а 7. Проблема человека в философии и науке
- Раздел IV. Теория познания и философия науки т е м а 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Т е м а 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус
- Раздел V. Социальная философия т е м а 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии
- Т е м а 12. Основные проблемы политической философии
- Т е м а 13. Философские проблемы социальной динамики
- Т е м а 14. Философия культуры
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре
- XXI столетия
- Средства учебно-методического обеспечения курс лекций
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Т е м а 1. Философия как социокультурный феномен
- § 1.1. Философия и жизненный мир человека
- § 1.2. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Философия как рационально-теоретический тип мировоззрения
- § 1.3. Проблемное поле и основные разделы философии
- § 1.4. Проблема научности философии
- § 1.5. Важнейшие функции философии и возрастание их роли в современном мире
- Т е м а 2. Исторические типы классической философии § 2.1. Особенности философской мысли Древнего Востока
- Древнеиндийская философия
- Философия Древнего Китая
- § 2.2. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- Милетская школа
- Гераклит Эфесский
- Пифагор и пифагорейцы
- Атомизм
- Сократ и сократические школы
- Аристотель
- Поздние стоики
- § 2.3. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Теоцентризм философии Средних веков
- Богословие и схоластика
- Реализм и номинализм
- § 2.4. Философия эпохи Ренессанса Антропоцентризм философской мысли Возрождения
- Натурфилософия эпохи Возрождения
- Социальные доктрины эпохи Возрождения
- § 2.5. Философия и наука: проблема самоопределения философии в Новоевропейской культуре Английский материализм хvii в.
- Картезианство
- Дилемма эмпиризма и рационализма
- Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- § 2.6. Социально-исторические и мировоззренческие основы философской мысли эпохи Просвещения
- Просвещение во Франции
- Французский материализм XVIII века
- Просвещение в Германии
- § 2.7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Критическая философия и. Канта
- Диалектическая философия г. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- Т е м а 3. Становление и основные стратегии постклассической философии
- § 3.1. Классическая и неклассическая философии: сравнительный анализ
- § 3.2. Возникновение философской иррационалистической традиции
- § 3.3. Философия марксизма и ее основные черты
- § 3.4. Позитивизм и его исторические формы Классический позитивизм
- Эмпириокритицизм
- Неопозитивизм и постпозитивизм
- § 3.5. Прагматизм
- § 3.6. Религиозная философия в контексте современной философской культуры
- § 3.7. Основные стратегии развития неклассической западной философии в хх–ххi вв. Фрейдизм и неофрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Т е м а 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- § 4.1. Национальная философия как «душа народа»
- § 4.2. Основные этапы развития философской мысли Беларуси
- § 4.3. Русская философия и ее основные направления
- Славянофилы и западники
- Русский «религиозный идеализм»
- Русский космизм
- Раздел II. Философия бытия т е м а 5. Метафизика и онтология
- § 5.1. О понятии «метафизика»
- § 5.2. Онтология как учение о бытии и его освещение в философии
- § 5.3. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи
- § 5.4. Современная наука о строении материи
- § 5.5. Пространственно-временная организация материального мира. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени
- § 5.6. Движение и развитие как атрибуты бытия
- § 5.7. Диалектика как философская концепция развития
- § 5.8. Понимание диалектики в истории философии
- § 5.9. Сущность глобального эволюционизма и его эвристический потенциал
- Т е м а 6. Природа как предмет философского и научного познания. Биосфера и ноосфера. Социально-экологическая стратегия природопользования
- § 6.1. Понятие природы и специфика философского подхода к ее исследованию
- § 6.2. Исторические типы взаимодействия человека и природы
- § 6.3. Биосфера и ноосфера
- § 6.4. Социально-экологическая стратегия природопользования
- Раздел III. Философская антропология т е м а 7. Проблема человека в философии и науке
- § 7.1. Проблема человека в истории философии
- § 7.2. Смысл человеческого существования
- § 7.3. Личность, ее свобода и ответственность
- Т е м а 8. Сознание человека как предмет философского анализа
- § 8.1. Философские традиции исследования сознания
- § 8.2. Важнейшие характеристики сознания
- § 8.3. Структура сознания
- § 8.4. Сознание, язык, коммуникация
- § 8.5. Проблема искусственного интеллекта – прогнозы трансгуманизма
- Раздел IV. Теория познания и философия науки т е м а 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- § 9.1. Проблема познаваемости мира
- § 9.2. Субъект-объектное гносеологическое отношение в различных философских традициях
- § 9.3. Структура познавательного процесса
- § 9.4. Познание как постижение истины
- Т е м а 10. Наука, её когнитивный и социокультурный статус
- § 10.1. Понятие науки
- § 10.2. Структура научного познания
- § 10.3. Динамика науки
- § 10.4. Методологический инструментарий современной науки
- § 10.5. Наука в системе социальных ценностей
- Раздел V. Социальная философия т е м а 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии
- § 11.1. Место социальной философии в системе философского знания. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии
- § 11.2. Общество как система
- § 11.3. Социальная структура общества
- Т е м а 12. Основные проблемы политической философии
- § 12.1. Феномен власти в жизни общества
- § 12.2. Государство как важнейший компонент политической организации общества
- § 12.3. Гражданское общество и правовое государство
- Т е м а 13. Основные проблемы социальной динамики
- § 13.1. Общество как развивающаяся система. Основные факторы социальной эволюции
- § 13.2. Природа социальных конфликтов, революций и реформ. Трансформация и модернизация в условиях переходного периода
- § 13.3. Основные этапы развития философии истории. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории
- § 13.4. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса
- § 13.5. Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизации в истории общества
- § 13.6. Техника и ее роль в истории цивилизации
- § 13.7. Феномен информационного общества
- § 13.8. Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности
- § 13.9. Восточнославянские народы между Востоком и Западом
- Т е м а 14. Философия культуры
- § 14.1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры
- § 14.2. Традиции и новации в динамике культуры
- § 14.3. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Диалог культур
- Средства обучения учебная и справочная литература
- 1. Учебники и учебные пособия
- Хрестоматии и антологии
- Информационно-справочные издания
- 2. Дополнительная литература по основным разделам курса
- Раздел 1. Философия в исторической динамике культуре
- Раздел 2. Философия бытия
- Раздел 3. Философская антропология
- Раздел 4. Теория познания и философия науки
- Раздел 5. Социальная философия
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI столетия
- Средства контроля вопросы для самоконтроля
- Философия
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.