5.Философия в Древней Индии
Оказала значительное влияние на западную философию и русскую философию. В истории философии Индии выделяют несколько периодов: 1. ведический (ведать, знать) – сборники знаний древних индусов. 2. эпический ( жизнь богов, этические моменты). 3. классический ( формируются основные философские школы).
Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т. е. учениями брахманов (священников, жрецов). В своих догмах брахманизм основывался на ведах ( от др.-инд. веда – знание, ведение), представляющих источников, сборники гимнов в честь богов. Все ведические тексты считаются священными книгами, божественным откровением. Заключительная часть Вед – упанишады содержит трактаты религиозно-философского характера. Первоначально упанишады означали сидение вокруг учителя с целью получения истины. Затем этот термин стал означать тайное учение. В упанишадах развивается тематика вед: идея единства всего сущего, космологическая тематика и т. д.
Все философские школы по отношению к ведам делятся на 2 группы:
-
ортодоксальные школы (веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя);
-
неортодоксальные школы (чарвака, джайнизм, буддизм).
Ортодоксальные школы
Это философия не отрицает авторитета вед, а наоборот опирается на них. Философское обоснование индуизма содержится в 6 системах: веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя. Несмотря на имеющиеся различия, все они считаются равномочными в толковании истины, всех их объединяет поиск путей искупления и освобождения из пут сансары и кармы.
Веданта (завершение Вед) – наиболее влиятельная система. Она признает брахмана как абсолютную духовную сущность мира Отдельные души (атаманы) через познание и любовь к богу достигают спасения, соединяясь с богом. Выход из круговорота сансары и заключается в рассмотрении всего сущего с точки зрения высшей истины. Главный путь к достижению этого истинного знания – соблюдение нравственных норм и медитация. Которая означает размышление над проблемами Вед.
Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях) – эта система касается объяснения ритуала вед. Учение Вед здесь тесно связано с драхмой – идеей долга, исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение. Это выполнение своего долга и ведет искуплению кармы и к освобождению как прекращению перерождений и страданий.
Санкхья(число, перечисление) в ее основе лежит не текст вед, а независимый опыт и размышления. Санкхья представляет собой дуалистическое направление – при соединении практики и души возникают исходные принципы мира, как материальные (вода, воздух и т. д.), так и духовные (интеллект, самосознание и т. д.).
Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание) – философия этой школы направлена на практическое, психологическое обучение. Большое место в этой системе занимает объяснение правил психической тренировки, последовательными ступенями которой являются: самонаблюдение, овладение дыханием при определенных позах тела, изоляция чувств от внешних воздействий, концентрация мысли, медитация, состояние отторжения. На последней ступени достигается освобождение.
Вайшешика. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но вних имеются и устойчивые элементы – шаровидные атомы. Атомы вечны, никем не созданы. Из них и возникают различные одушествленные и неодушествленные предметы. Однако движущей силой развития мира является бог.
Ньяя (правила, логика) – учение о формах мышления. Ньяя исходит из освобождения как конечной цели человеческой жизни. Для этого необходимо знать логику и ее законы.
- Предмет философии и ее структура
- 2.Философия и мировоззрение
- 3.Основные направления в философии.
- 4)Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
- 5.Философия в Древней Индии
- Неортодоксальные школы.
- 6. Философские учения в Древнем Китае.
- 7. Античная философия доклассического периода
- 8.Философия и личность Сократа. Сократовская диалектика и критика софистов
- 9) Философия Платона. Элементы учения
- 11) Философские школы позднего эллинизма ( эпикуреизм , стоицизм , скептицизм).
- 12) Особенности и основные проблемы средневековой философии
- 13)Апологетика и патристика учение августина блаженного
- 14 )Фома Аквинский как великий систематизатор схоластики
- 15. Общие понятия арабо-исламской философии
- 18) Натурфилософия
- 19) Особенности философии нового времени
- 20) Философский эмпиризм Беккона гобса и локка
- 21) Философский рационализм декарта
- 22. Субъективный идеализм и агностицизм Беркли и Юма
- 23)Философия просвещения
- 23)Философия просвещения
- 24) Материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
- 25. Теория познания и. Канта. Этика Канта.
- 26. Субъективный идеализм философии и. Г. Фихте и натурфилософия, философия тождества ф. Шеллинга.
- 28. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 29) Философия марксизма
- 32)Иррационализм.
- Трансрациональные области объективно-идеалистических мировоззрений
- Арациональные воззрения в иррационализме
- 33) Фмлософия п.Я. Чаадаева славянофилы и западники
- 34) Русский космизм
- 35) Материалистическая тенденция в русской философии
- 36)Философия русского Зарубежья.
- 38. Материя и ее связь с движением.Современные представления о материи
- 39. Явление и сущность, их взаимосвязь.
- 40. Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.
- 41.Структура сознания.
- 42. Сущность познания. Принципы научной теории познания. Критика агностицизма
- 43. Чувственное и рациональное познание
- 44. Концепция истины в филосрфии
- 45. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 46)Законы диалектики
- 47)Общество как саморазвивющаюся система
- 48)Развитие общества как естественно-исторический процесс
- 49) Влияние географической среды и демографического фактора на развитие общества и концепции ноосферы
- 50) Природа как предмет философского осмысления
- 51) Проблема происхождения и эволюции человека
- 52)Поиски сущности человека в философии
- 53. Проблема смысла и направленности исторического процесса в философии
- 54. Предмет философии религии
- 55. Ценности, их природа и принципы классификации
- 56. Нравственные и эстетические ценности. Религиозные ценности. Свобода совести.
- 57. Человек как творческое и деятельное существо. Человек и свобода. Смыслы человеческого бытия
- Феномен внутренней свободы
- 59. Происхождение и природа техники. Технические инаучно-технические революции.
- 60. Глобальные проблемы и их классификация.