logo search
Прогр

Кто “создает” мировоззрение? Все ученые? Философы? Деятели культуры? Религиозные проповедники? Каждый человек?

  • В чем отличие элементов мировоззрения от элементов сознания?

  • Правомерно ли утверждать, что в древнейшей истории человеческих воззрений существовали философские мифы?

  • Согласны ли Вы со следующей оценкой мифологии: “Миф вырастает не из информации, не из логических резонов. Он гнездится в психологической структуре личности, в ее субъективном мире... Миф выражает психологическую установку”?

  • В чем основное отличие мифологического мировоззрения от религиозного?

  • Почему и сегодня продолжается мифотворчество?

  • Проанализируйте высказывание Ф. Ницше: “...без мифа всякая культура теряет свой здоровый творческий характер природной силы: лишь обставленный мифами горизонт замыкает ... культурное движение в некоторое законченное целое”. Можно ли изжить мифы окончательно?

  • Что такое вера? Какие два типа веры Вы знаете?

  • Что такое сверхъестественное? Связано ли возникновение представлений о сверхъестественном с человеческой деятельностью?

  • Человек создает религию или религия - человека?

  • Что общего у религии и философии?

  • Согласны ли Вы с утверждением М. Монтеня: “Бессмертие нам обещают только бог и религия: ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом”?

  • Каково соотношение понятий “мировоззрение” и “философия”?

  • Если человек специально не изучал философии, означает ли это, что в своей жизни он свободен от всякого влияния философии?

  • Что значит быть философом?

  • “Философия - это самосознание исторически определенной эпохи”. Как Вы понимаете это суждение?

  • “Философия - это сознание вслух”. Как вы понимаете это суждение?

  • Почему мифы и легенды не имеют личного автора, а философские теории обязательно имеют?

  • Можно ли согласиться с утверждением, что философия - не наука, поскольку ее теории не могут быть доказаны непосредственно опытным путем?

  • “ Философия не должна служить никому: ни теологии, ни науке, ни социальному движению. Требовать от философа, чтобы он служил социальному движению, - значит требовать, чтобы он перестал быть философом...”. Прав ли автор?

  • Можно ли согласиться со следующим утверждением: “Развитие философии напоминает развитие литературы и искусства, где, например, появление Достоевского не обесценивает Шекспира, а искусство Ренуара не заставляет нас забыть Рафаэля”? Аргументируйте.

  • “Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?” - Почему И. Кант считал, что эти вопросы имеют принципиальное значение для философии? А как считаете Вы?

  • “В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия”. (К. Ясперс). Проанализируйте данное высказывание о предмете философии.

  • Почему первых греческих философов называли “физиками”?

  • Какую главную проблему, связанную с пониманием движения, обнаружил Зенон Элейский в своих знаменитых апориях?

  • Какое влияние оказала греческая демократия на развитие греческой философии?

  • Древнегреческая философия носила космологический и космоцентрический характер. Как Вы это понимаете?

  • В чем видел Сократ главную задачу философии?

  • Какого человека, по мнению Сократа, можно считать добродетельным?

  • Какую роль в процессе познания Сократ отводил иронии?

  • В чем главное различие между философией софистов и Сократа?

  • Как Вы понимаете смысл любимого изречения Сократа?

  • Какие свойства идей заставили Платона “поместить” их в особый, “наднебесный” мир?

  • Чем современен Платон?

  • Почему К. Поппер считал, что философия Платона вредна для демократического общества? Прав ли он?

  • Кто такие материалисты и идеалисты?

  • За что Аристотель критиковал Платона?

  • Что такое истина, по мнению Аристотеля?

  • Чем отличалось учение Аристотеля от учений его предшественников?

  • Кто такой античный скептик?

  • Киники, стоики, эпикурейцы - какую общую проблему они решали? Актуальна ли она сегодня? Чей подход Вам наиболее близок?

  • Определите понятия: диалектика и метафизика. Изменилось ли их содержание с течением времени?

  • Каковы философские истоки теоцентризма?

  • Имеет ли креационизм научное обоснование?

  • “Верую, чтобы понимать”, “верую, ибо абсурдно”, “понимаю, чтобы верить” - назовите авторов этих высказываний. Подходы к какой проблеме они выражают?

  • В чем философский смысл спора между номиналистами и реалистами? Почему он не утихает и поныне?

  • Средневековая схоластика и схоластика сегодня - в чем общие черты и различия?

  • Космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм - что означают эти понятия и какие этапы в развитии философии они представляют?

  • В чем философский смысл возрожденческого гуманизма? Менялся ли он с течением вре­мени?

  • Николай Кузанский объединял религиозные и математические воззрения. Состоятельно ли такое объединение?

  • Каковы сильные стороны философии Дж. Бруно?

  • Почему философию Возрождения часто называют эстетикой Возрождения?

  • Что такое макиавеллизм?

  • В чем достоинства и недостатки социальных утопий Возрождения?

  • В чем суть явления, обозначенного А.Ф. Лосевым как “обратная сторона титанизма”?

  • Назовите основную черту того типа философского мировоззрения, который начал формироваться в XVII веке.

  • Объясните значение терминов “эмпиризм”, “рационализм”, “сенсуализм”.

  • Что такое “метод”? Почему проблема метода стала центральной в философии Нового времени?

  • Согласны ли Вы с Р. Декартом в том, что “мыслить, – следовательно, существовать”?

  • В чем проявился дуализм философии Декарта?

  • Что такое деизм?

  • Агностицизм и скептицизм - как они связаны? В чем различие?

  • Может ли агностицизм в каких-то случаях сыграть положительную роль в развитии познания?

  • “ Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он на­хо­дится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассуд­ком без руководства со стороны кого-то другого” (И. Кант). Прокомментируйте это высказывание. Со­глас­ны ли Вы с ним?

  • Что такое натурализм? Можно ли считать его одной из главных черт философии Просвещения?

  • Как понимали материю французские материалисты ХVШ века?

  • В чем достоинства и недостатки решения проблемы человека философами Просвещения?

  • Какие вопросы в понимании общества французскими просветителями так и остались без ответа?

  • Как Вы относитесь к категорическому императиву Канта?

  • Почему философскую систему Гегеля называют рационалистической?

  • Какую главную задачу должна была выполнить система Гегеля?

  • Результатом чего, по мнению Гегеля, является дух? В чем его сущность?

  • Какие положения гегелевской философии истории можно считать интересными, конст­рук­тив­ными, а какие – нет, и почему?

  • Что лежит в основе общественных отношений, по мнению Фейербаха?

  • В чем заслуга Фейербаха в понимании сущности религии?

  • Чем отличается подход Маркса к проблеме отчуждения от гегелевского?

  • В чем, по Марксу, проявляется отчуждение труда?

  • В чем значение категории практики в ее марксистском понимании?

  • “Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его”. (К. Маркс). Как Вы понимаете этот тезис Маркса?

  • “ Мы делаем нашу историю сами, но, во-первых, мы делаем ее при весьма определенных предпосылках и условиях. Среди них экономические являются в конечном счете решающими. Но и политические и т.п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую”. Раскройте смысл данного положения Ф. Энгельса.

  • “ Я смотрю на развитие экономической общественной формации как на естественноисторический процесс”. Как Вы понимаете это положение К. Маркса? В чем его значение?

  • Какие идеи Маркса оказали наибольшее влияние на развитие мировой философской мысли? Почему?

  • “Русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между запад­ноевропейским абстрактным ratio и восточно-христианским, конкретным, богочелове­ческим Лого­сом и является беспрестанным, постепенно поднимающимся на новую ступень постижением ирра­циональных и тайных глубин космоса конкретным и живым разумом.” О каких особенностях рус­ской философии говорит А.Ф. Лосев?

  • Назовите главные темы русской философии.

  • Можно ли говорить о “сильных” и “слабых” сторонах русской философии? Если нет, то почему? Если да, то каковы они?

  • Какой вклад внесла русская философия в мировую философию и культуру?

  • Каковы общие черты философии славянофилов и западников?

  • Как Вы понимаете высказывание Н. Бердяева: “Идея цельного знания, основанного на органичес­кой полноте жизни, - исходная идея славянофильской и русской философии”?

  • Сохранила ли свою актуальность философия всеединства?

  • Какие идеи философии свободы Н. ­Бердяева представляются Вам современными?

  • Прокомментируйте следующее высказывание Н.­ Бердяева: “Утопии выглядят гораздо более осу­ществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?”

  • В чем, на Ваш взгляд, конструктивность основной идеи Ф. Ницше?

  • Согласны ли Вы с оценкой Ф. Ницше как антигуманиста?

  • Прокомментируйте высказывание Ф. Ницше: “Надежда, она – сверхчеловек. Наша суть – создать более высокое существо, чем мы сами. Создать за пределами самих себя!.. Так же, как всякое жела­ние предполагает цель, так же и человек предполагает существо, которого нет, но которое состав­ляет цель его существования”.

  • Феноменология сочетает рациональное и чувственное. Не является ли такое сочетание чем-то эк­лектичным?

  • Почему экзистенциализм получил столь широкую популярность?

  • Какие проблемы философии экзистенциализма представляются Вам наиболее современными?

  • В чем суть разногласий Хайдеггера и Сартра по поводу гуманизма?

  • Как связаны между собой экзистенциализм и феноменология?

  • “Философия есть борьба против околдовывания нашего разума средствами нашего языка”. (Л. Витгенштейн). Какую новую область для философского исследования открыл этот автор?

  • Раскройте этимологию и смысл термина “герменевтика”.

  • Что такое “герменевтический круг”?

  • В чем связь герменевтики и экзистенциализма?

  • Чем отличается современная герменевтика от предшествующей?

  • Что такое постпозитивизм? Постпозитивизм и неопозитивизм – что общего и в чем различие?

  • Что означает термин “парадигма”?

  • В чем причина революций в науке, согласно Т. Куну?

  • Прокомментируйте высказывание П. Фейерабенда: “Для критики и опровержения научных теорий – как это ни удивительно и ни странно – важны философские ненаучные и антинаучные теории. Да и как наука может брезговать подобными источниками? Ведь она на самом деле постоянно питается ими: Коперник, предлагая новую картину мира, не использовал научные традиции, а обратился к “ненормальным” пифагорейцам… Астрономии пошла на пользу любовь пифагорейцев к кругам, медицине – знахарские учения о травах…” С чем Вы согласны, а с чем – нет? Аргументируйте.

  • В чем Вы видите заслугу структуралистов?

  • Какие объективные тенденции развития общества в целом и европейской культуры, в частности, отразила философия постмодернизма?

  • В чем достоинства и ограниченности философии постмодернизма?

  • Почему так сложно определить понятие материи?

  • В чем отличие субстратного подхода к понятию материи от субстанциального?

  • Из какого понимания материи исходили ученые, заявлявшие в начале ХХ века, что материя исчезла?

  • В каком отношении между собой находятся понятия “движение”, “развитие”, “изменение”? Можно ли утверждать, например, что всякое движение есть развитие? Всякое изменение – это развитие?

  • Как Вы понимаете выражение: “Движение абсолютно, а покой относителен”?

  • Разъясните замечание Энгельса о том, что “неуничтожимость движения надо понимать не только в количественном, но и в качественном смысле”.

  • Как Вы понимаете высказывание Гегеля: “ Не существует половины пространства… Можно разломать на две половины кусок дерева, но не пространство…”?

  • Какие важные социальные и политические следствия вытекают из факта необратимости времени? Можно ли утверждать, что если время необратимо, то всякая ошибка, всякий неверный поступок не­поправимы и непростительны?

  • Что такое знание, познание?

  • Различны ли понятия “субъект” и “человек”?

  • Как соотносятся понятия “знание” и информация”?

  • Как Вы относитесь к тезису “понять – значит назвать”?

  • “Два человека, стремящиеся по-настоящему понять друг друга должны сначала противоречить друг другу. Истина – дочь дискуссии, а не дочь симпатии”. (Г. Башляр) А как считаете Вы?

  • Сопоставьте понятия: “метод”, “методика”, “методология”.

  • Разъясните мысль Б. Спинозы: “Истина – пробный камень себя самой и лжи”.

  • А. Эйнштейн пишет: “ Интуитивным выводам, базирующимся на непосредственном наблюдении, не всегда можно доверять”. Почему?

  • Чем отличается камень как объект познания в руках дикаря от камня как объекта познания в руках геолога?

  • Как соотносятся познание и практика?

  • Что такое верификация и фальсификация? В чем их общность?

  • В чем состоит сущность заблуждения и каковы его основные формы?

  • Можно ли чисто теоретическим путем доказать объективную истинность нашего знания?

  • Является ли практика единственным критерием истины?

  • Ответственны ли ученые за последствия применения науки?

  • Существует ли четкий критерий, отличающий научное знание от других форм знания?

  • Каковы основные признаки научного знания?

  • Считаете ли Вы, что по-настоящему познавательной ценностью обладает только научное знание?

  • Чем объяснить, что такие области знания, как народная медицина, приметы земледельца или охотника, искусство стеклодува или скрипичного мастера не считаются научными и не включаются в систему научного знания?

  • Существует ряд областей знания, которые претендуют на статус наук, однако не признаются таковыми. Каким требованиям научности не отвечают астрология, парапсихология?

  • Каковы основные аспекты понятия “наука”?

  • По каким основаниям может быть произведена классификация наук?

  • Назовите основные закономерности развития науки.

  • В чем выражается специфика познания социальных явлений?

  • В чем отличия современной науки от науки предшествующих этапов ее развития?

  • В чем состоят различия и взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания?

  • Метод аналогии используется и в магии. Чем отличается использование аналогий в науке от использования аналогий в магии?

  • В чем заключается особенность языка науки?

  • Имеет ли буквальный смысл выражение: “Невероятно, но факт”?

  • Правильно ли ставить вопрос в такой форме: “Какая геометрия – евклидова или неевклидова – является действительной геометрией реального мира”?

  • Почему, оперируя объектами, которые не существуют в действительности (материальная точка, идеальный газ, абсолютно черное тело и др.), можно достичь более глубокого познания действительности?

  • Согласны ли Вы со следующим суждением: “Нет ничего практичнее хорошей теории”?

  • В каком соотношении находятся законы и категории диалектики?

  • Как связаны между собой научная истина и эффективность?

  • Каковы идеалы науки?

  • Определите понятия: общность, общество, государство.

  • Чем отличаются философский и общесоциологический подходы к изучению общества?

  • Чем законы общества отличаются от законов природы?

  • Что отличает общество как систему от других систем?

  • Каковы источники саморазвития общества?

  • Что такое “экономический детерминизм”?

  • В чем достоинства и в чем ограниченности материалистического понимания общества?

  • Всегда ли можно проследить влияние экономического фактора на политическое и духовное развитие общества?

  • Являются ли люди “актерами собственной исторической драмы”? Человек: творец истории или марионетка?

  • Великий человек в истории – каковы критерии его величия? Совместимы ли в истории гений и злодейство?

  • Как утверждал немецкий просветитель И. Гердер, природа – царство материальных сил, а общество – царство духовных сил. Что верно и что неверно в этом суждении?

  • К. Маркс определял духовно – практическую деятельность как “обработку человека человеком”. Как Вы понимаете это определение?

  • В чем специфика философского анализа культуры?

  • Почему понятие “культура” многовариантно, подвижно?

  • Есть ли разница между обыденным и теоретическим представлениями о культуре?

  • В чем единство и различие культуры и общества? Каков механизм взаимопроникновения культурного и социального?

  • Как соотносятся понятия “культура”, “цивилизация”, “общественно-экономическая формация”?

  • “Культуры бывают не “лучшими” и “худшими”, а только разными. Нет единой для всего человечества культуры, а есть множество культур”. А как считаете Вы?

  • Можно ли сравнивать исторические эпохи по уровню культурного развития?

  • Как Вы относитесь к следующему высказыванию О. Шпенглера: “Есть расцветающие и стареющие культуры, народы, языки, истины, боги, страны, как есть молодые и старые дубы и пинии, цветы, ветки и листья, но нет стареющего человечества. Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм”.

  • В чем суть формационного и цивилизационного подходов в изучении социальной эволюции? В чем их сходство и различие?

  • Способно ли общество прогрессировать в целом? Можно ли сравнивать общества как “низшие” и “высшие”?

  • Какова специфика цивилизаций Востока и Запада?

  • Н.А. Бердяев считал, что мы (Россия) – “страна вдохновений и откровений и легко впадаем в крайности”. Вы согласны? Аргументируйте.

  • Можно ли согласиться с Чаадаевым в том, что вообще “мы народ исключительный” и “принадлежим к нациям, которые…существуют лишь для того, чтоб со временем прямо дать какой–нибудь великий урок миру”?

  • В чем состоит смысл истории?

  • Что такое философская антропология?

  • Возможна ли история, рассказанная Р. Киплингом в сказке о Маугли, в реальной жизни?

  • Обладает ли только что родившийся ребенок сознанием?

  • Известный ученый Грегори написал книгу под названием “Разумный глаз”. Не является ли данное словосочетание противоречивым?

  • Прав ли Т. Гексли, когда он заявляет, что не верит в существование души потому, что не может “обнаружить ее в пробирке”?

  • Можно ли понять природу сознания, изучая только человеческий мозг?

  • “Сознание - это такое свойство системы, которое узнаешь, когда сам являешься этой системой” (С. Лем). В чем дефект этого определения сознания?

  • “Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь”. (Ф. Тютчев). Какая проблема сознания фиксируется в этих строках?

  • Как Вы относитесь к утверждению Аристотеля: “ если отдельный человек не способен вступить в общение..., не чувствует потребности ни в чем, он уже не составляет элемента государства, но становится либо животным, либо богом”?

  • По мнению стоиков, в человеке содержится возможность стать из животного существа, каким он рождается на свет, существом разумным. Однако эта возможность развивается только в мудреце. Дайте анализ этой точки зрения.

  • Выделите основные черты понимания человека в античности, средневековье, Новом времени.

  • В чем сущность деятельностного подхода к проблеме человека?

  • Прав ли Сократ, сказавший, что до тех пор, пока человек не познает себя, он не сможет познать сущности остального мира?

  • Как Вы понимаете следующее высказывание: “…Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В действительности своей она есть совокупность всех общественных отношений” (К. Маркс)?

  • Согласны ли Вы с Ф.М. Достоевским: “Если убеждение в бессмертии так необходимо для бы­тия человеческого (ибо без него следует самоубийство), то, стало быть, оно и есть нормаль­ное состояние человечества, а коли так, то и самое бессмертие души человеческой существует не­сом­ненно”? Ответ аргументируйте.

  • “ Мне кажется, что сон есть настоящая смерть, а то, что смертью называют, кто знает?… Дело в том, что истинная смерть находится в самой жизни. Половину жизни бываем мы мертвы… Жизнь убегает от нас повсеминутно, часто к нам возвращается, но никак нельзя сказать, чтоб мы жили, не переставая. Жизнь разумная прерывается всякий раз, как исчезает сознание жизни”. (П.Я. Чаадаев). Прав ли автор? Как думаете Вы?

  • А. Швейцер полагал, что простое размышление о смысле жизни уже само по себе имеет ценность. А как считаете Вы?

  • Какие Вы знаете типы отношения к жизни и смерти? Изменилась ли эта проблема в конце ХХ века?

  • “ Если полагать цель жизни в успехе, то гораздо естественнее быть подлецом, чем порядочным человеком” (Ж.-Ж. Руссо). Как Вы относитесь к этому утверждению?

  • “ С практической точки зрения не так уж важно, в чем видится источник смысла: в боге и его созерцаниях или же в самотворческой деятельности человека. Принципиально для социальной дея­тель­ности лишь то, чтобы это был мир смысла”. А как считаете Вы?

  • Как Вы понимаете утверждение М. Бахтина: “Личность- это субъект поступания”?

  • Как соотносятся понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность?

  • “… Ничего и никогда не было для человека и человеческого общества невыносимее свободы… нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться”. Согласны ли Вы с этой мыслью Ф.М. Достоевского? Если согласны, то попытайтесь объяснить, почему это происходит?

  • В чем отличие обыденного понимания свободы от философского?

  • Свидетельствует ли самоубийство человека о проявлении свободы воли?

  • Как Вы понимаете следующее суждение: “Свобода – это экономическая категория, а не полити­ческие лозунги”?