Тема 1. Учение о бытии (онтология)
Бытие как исходная философская категория. Умопостигаемость бытия. Проблема совпадения бытия и мышления. Структурные уровни бытия. Бытие и небытие. Сущее и несущее. Постановка проблемы бытия в античности. Объективные (натуралистические) концепции бытия XVII-XVIII вв. Гносеологические и субъективистские трактовки (Декарт, Лейбниц, Кант, Гегель). Феноменологическая концепция бытия. Событийный подход М. Хайдеггера: бытие и время.
Субстанция и субстрат. Категория материи: различные подходы. Философские и естественнонаучные представления об уровнях организации материи. Категория движения. Внутренняя противоречивость движения. Формы движения материи. Субстанциальная, релятивистская и субъективистская концепции пространства и времени. Социальное пространство и время. Психологические аспекты пространства и времени. Проблема единства мира. Материальное и идеальное. Природа идеального. Становление и развитие научной картины мира. Обыденная, религиозная, философская, научная картины мира. Динамика картин мира. Парадигма.
- Содержание курса
- Тема 1. Философия: смысл и предназначение
- Часть I. Историко-философское введение
- Тема 2. Философия Древнего мира
- Тема 3. Античная философия
- Тема 4. Средневековая философия
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения
- Тема 6. Западноевропейская философия XVII-XVIII вв.
- Тема 7. Немецкая классическая философия
- Тема 8. Западноевропейская философия XIX века
- Тема 9. Основные идеи и принципы философии марксизма
- Тема 10. Формирование современной философии: мировоззренческие типы западноевропейской и русской философии конца XIX – нач. XX вв.
- Тема 11. Современная западная философия
- Часть II. Систематическая философия
- Тема 1. Учение о бытии (онтология)
- Тема 2. Сознание как философская проблема. Общественная сущность сознания
- Тема 3. Учение о познании (гносеология)
- Тема 4. Наука. Методы и формы научного познания
- Тема 5. Социальное познание
- Тема 6. Учение о развитии. Законы и категории диалектики
- Тема 7. Учение об обществе
- Тема 8. Экономическое бытие общества
- Тема 9. Социальное бытие общества
- Тема 10. Социально-историческое развитие: механизмы и субъекты
- Тема 11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Тема 13. Философия человека: существование и проблема смысла жизни (4 часа)
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Дополнительная литература
- Экзаменационные Вопросы
- Примерное содержание
- Кто “создает” мировоззрение? Все ученые? Философы? Деятели культуры? Религиозные проповедники? Каждый человек?
- Категории, понятия