Тема 6. Учение о развитии. Законы и категории диалектики
Идея развития. Хаос и порядок. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. Исторические формы диалектики. Основные принципы диалектики: принцип всеобщей связи и взаимозависимости явлений, принцип развития. Развитие как процесс формирования упорядоченных и организованных структур. Конкретизация принципов диалектики: детерминизм, системность, историзм. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Причина и следствие. Цепи причинения. Непричинные виды детерминации. Детерминизм и закономерность. Статистические и динамические закономерности. Упорядоченность бытия. Принцип системности. Дискуссия по поводу детерминизма в естествознании и обществознании.
Категории как объективные мыслительные формы и ступени познания. Система категорий. Сущность и явление. Возможное и действительное. Содержание и форма. Необходимое и случайное. Причина и следствие. Единичное, особенное, всеобщее.
Понятие закона и закономерности. Законы диалектики. Проблема противоречия. Противоречие как источник развития. Этапы развития противоречия: тождество, различие, противоположность, противоречие, снятие. Классификация противоречий. Закон единства и борьбы противоположностей. Взаимодополнительность борьбы противоположностей и гармонизации. Закон взаимного перехода количественных изменений. Закон отрицания отрицания. Диалектическая триада. Особенности проявления диалектических закономерностей в природных процессах, обществе, мышлении и познании. Законы природы и законы общества. Как возможны объективные общественные законы: Кант, Гегель, К. Маркс, К. Поппер, Р. Арон. Отражение объективных социальных процессов в идеальном сознании: Потребности, интересы, ценности. Объективные законы социума и сознательная деятельность людей.
- Содержание курса
- Тема 1. Философия: смысл и предназначение
- Часть I. Историко-философское введение
- Тема 2. Философия Древнего мира
- Тема 3. Античная философия
- Тема 4. Средневековая философия
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения
- Тема 6. Западноевропейская философия XVII-XVIII вв.
- Тема 7. Немецкая классическая философия
- Тема 8. Западноевропейская философия XIX века
- Тема 9. Основные идеи и принципы философии марксизма
- Тема 10. Формирование современной философии: мировоззренческие типы западноевропейской и русской философии конца XIX – нач. XX вв.
- Тема 11. Современная западная философия
- Часть II. Систематическая философия
- Тема 1. Учение о бытии (онтология)
- Тема 2. Сознание как философская проблема. Общественная сущность сознания
- Тема 3. Учение о познании (гносеология)
- Тема 4. Наука. Методы и формы научного познания
- Тема 5. Социальное познание
- Тема 6. Учение о развитии. Законы и категории диалектики
- Тема 7. Учение об обществе
- Тема 8. Экономическое бытие общества
- Тема 9. Социальное бытие общества
- Тема 10. Социально-историческое развитие: механизмы и субъекты
- Тема 11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Тема 13. Философия человека: существование и проблема смысла жизни (4 часа)
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Дополнительная литература
- Экзаменационные Вопросы
- Примерное содержание
- Кто “создает” мировоззрение? Все ученые? Философы? Деятели культуры? Религиозные проповедники? Каждый человек?
- Категории, понятия