logo
Прогр

Тема 3. Учение о познании (гносеология)

Познание как предмет философского анализа. Агностицизм и скептицизм. Знание и вера. Сущность познавательной деятельности. Культурно-историческая обусловленность основных компонентов познания: объекта, субъекта, познавательного образа. Соотношение чувственного и рационального, эмпирического и теоретического. Понятие истины. Классическая (аристоте­лев­ская) концепция истины. Субъективно-идеалис-тическое понимание (И. Кант, А. Пуанкаре, Р. Карнап, Д. Дьюи). Объективно-идеалистическое понимание истины (Платон, Августин, Гегель, Н. Гартман). Объективность и процессуальность истины. Диалектика абсолютной и относитель­ной истины, взаимодополнительность корреспондентной, когерентной и прагматической теорий истины. Верификация и фальсификация. Истина, оценка, ценность. Вненаучные формы позна­ния.