Тема 3. Учение о познании (гносеология)
Познание как предмет философского анализа. Агностицизм и скептицизм. Знание и вера. Сущность познавательной деятельности. Культурно-историческая обусловленность основных компонентов познания: объекта, субъекта, познавательного образа. Соотношение чувственного и рационального, эмпирического и теоретического. Понятие истины. Классическая (аристотелевская) концепция истины. Субъективно-идеалис-тическое понимание (И. Кант, А. Пуанкаре, Р. Карнап, Д. Дьюи). Объективно-идеалистическое понимание истины (Платон, Августин, Гегель, Н. Гартман). Объективность и процессуальность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины, взаимодополнительность корреспондентной, когерентной и прагматической теорий истины. Верификация и фальсификация. Истина, оценка, ценность. Вненаучные формы познания.
- Содержание курса
- Тема 1. Философия: смысл и предназначение
- Часть I. Историко-философское введение
- Тема 2. Философия Древнего мира
- Тема 3. Античная философия
- Тема 4. Средневековая философия
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения
- Тема 6. Западноевропейская философия XVII-XVIII вв.
- Тема 7. Немецкая классическая философия
- Тема 8. Западноевропейская философия XIX века
- Тема 9. Основные идеи и принципы философии марксизма
- Тема 10. Формирование современной философии: мировоззренческие типы западноевропейской и русской философии конца XIX – нач. XX вв.
- Тема 11. Современная западная философия
- Часть II. Систематическая философия
- Тема 1. Учение о бытии (онтология)
- Тема 2. Сознание как философская проблема. Общественная сущность сознания
- Тема 3. Учение о познании (гносеология)
- Тема 4. Наука. Методы и формы научного познания
- Тема 5. Социальное познание
- Тема 6. Учение о развитии. Законы и категории диалектики
- Тема 7. Учение об обществе
- Тема 8. Экономическое бытие общества
- Тема 9. Социальное бытие общества
- Тема 10. Социально-историческое развитие: механизмы и субъекты
- Тема 11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Тема 13. Философия человека: существование и проблема смысла жизни (4 часа)
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Дополнительная литература
- Экзаменационные Вопросы
- Примерное содержание
- Кто “создает” мировоззрение? Все ученые? Философы? Деятели культуры? Религиозные проповедники? Каждый человек?
- Категории, понятия