Тема 6. Западноевропейская философия XVII-XVIII вв.
Натурализм Нового времени как мировоззренческий тип философии (первая пол. XVII- нач. XVIII вв.). Проблема метода. Эмпиризм и рационализм. Учение Ф. Бэкона о природе, науке, путях и методах познания. Философия Р. Декарта. “Радикальное сомнение” и достоверное знание. Интуиция и дедукция. Правила метода. Развитие эмпиризма после Ф. Бэкона: а) философия Т. Гоббса; б) сенсуализм –эмпиризм в философии Д. Локка; в) философия Дж. Беркли: идеалистический сенсуализм; г) скептицизм Д. Юма.
Развитие рационализма после Р. Декарта: а) пантеистический материализм Б. Спинозы; б) философия Г.В. Лейбница.
Философия Просвещения (XVIII в.): натурализм и формирующийся антропологизм. Специфика французского Просвещения. Рационализм и проблема свободы. Философия французских материалистов: учение о природе, материи. Диалектические идеи Дидро. Теория познания и учение о методе. Соотношение чувственного и рационального в познании. Эмпиризм методологии Гельвеция. Сенсуализм Дидро. Учение о человеке. Натурализм и психологизм в понимании человека. Роль общественной среды в формировании человека. Теория “разумного эгоизма”. Учение об обществе и истории. Фатализм. Теория “общественного договора”. Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени.
- Содержание курса
- Тема 1. Философия: смысл и предназначение
- Часть I. Историко-философское введение
- Тема 2. Философия Древнего мира
- Тема 3. Античная философия
- Тема 4. Средневековая философия
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения
- Тема 6. Западноевропейская философия XVII-XVIII вв.
- Тема 7. Немецкая классическая философия
- Тема 8. Западноевропейская философия XIX века
- Тема 9. Основные идеи и принципы философии марксизма
- Тема 10. Формирование современной философии: мировоззренческие типы западноевропейской и русской философии конца XIX – нач. XX вв.
- Тема 11. Современная западная философия
- Часть II. Систематическая философия
- Тема 1. Учение о бытии (онтология)
- Тема 2. Сознание как философская проблема. Общественная сущность сознания
- Тема 3. Учение о познании (гносеология)
- Тема 4. Наука. Методы и формы научного познания
- Тема 5. Социальное познание
- Тема 6. Учение о развитии. Законы и категории диалектики
- Тема 7. Учение об обществе
- Тема 8. Экономическое бытие общества
- Тема 9. Социальное бытие общества
- Тема 10. Социально-историческое развитие: механизмы и субъекты
- Тема 11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Тема 13. Философия человека: существование и проблема смысла жизни (4 часа)
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Дополнительная литература
- Экзаменационные Вопросы
- Примерное содержание
- Кто “создает” мировоззрение? Все ученые? Философы? Деятели культуры? Религиозные проповедники? Каждый человек?
- Категории, понятия