logo
Прогр

Тема 6. Западноевропейская философия XVII-XVIII вв.

Натурализм Нового времени как мировоззренческий тип философии (первая пол. XVII- нач. XVIII вв.). Проблема метода. Эмпиризм и рационализм. Учение Ф. Бэкона о природе, науке, пу­тях и методах познания. Философия Р. Декарта. “Радикальное сомнение” и достоверное знание. Интуиция и дедукция. Правила метода. Развитие эмпиризма после Ф.­ Бэкона: а) философия Т. Гоббса; б) сенсуализм –эмпиризм в философии Д. Локка; в) философия Дж. Беркли: идеалисти­ческий сенсуализм; г) скептицизм Д. Юма.

Развитие рационализма после Р. Декарта: а) пантеистический материализм Б. Спинозы; б) философия Г.В. Лейбница.

Философия Просвещения (XVIII в.): натурализм и формирующийся антропологизм. Специ­фи­ка французского Просвещения. Рационализм и проблема свободы. Философия французских материалистов: учение о природе, материи. Диалектические идеи Дидро. Теория познания и учение о методе. Соотношение чувственного и рационального в познании. Эмпиризм методоло­гии Гельвеция. Сенсуализм Дидро. Учение о человеке. Натурализм и психологизм в понимании человека. Роль общественной среды в формировании человека. Теория “разумного эгоизма”. Учение об обществе и истории. Фатализм. Теория “общественного договора”. Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени.