42. Сущность познания. Принципы научной теории познания. Критика агностицизма
Принципы познаваемости мира для человека. Опираясь на опыт современной науки, научный материализм опровергает различные формы агностицизма, который может выступать в форме частно-научного агностицизма, отрицающего возможность действительного познания частных явлений - элемент частиц, жизни... Существует также более сложная форма агностицизма, отвергающая возможность познания всеобщего, сущности мира и человека. Отрицание познаваемости всеобщего, сущности мира и человека непременно влечёт за собой признание непознаваемости частных вещей и явлений, ибо нельзя понять единичное или часть, не поняв общего и целого и наоборот. Чувственное познание характеризуется также как непосредственное знание в действительности, логическое - как опосредованное. Логическое знание опосредовано чувственным знанием и самим собой: одни понятия опосредуют другие. Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирический связан с предметом научного исследования, включает в себя 2 компонента - чувственный опыт (ощущение, восприятие, представление) и их первичное теоретическое осмысление. Теоретический уровень заключается в дальнейшей обработке эмпирического материала. Позиции эмпиризма: на 1-м плане - роль ощущения, непосредственные наблюдения в познании и отрицание роли теоретического мышления. Позиция рационализма: на 1-м план - деятельность разума, приписывает ему роль единства силы познания и игнорирования значения чувственного познания. Агностицизм - идеалистическое учение, утверждающее, что мир непознаваем, что человеческий разум ограничен. Коренная противоположность материализму. Агностик - скептик, сомневающийся в возможности познать “вещи в себе”. Иррационализм - идеалистическое философское направление, отвергающее способность разума, разумное мышление, способность науки познать истину, проповедующее первенство воли, инстинкта.
Субъект и объект познания.
Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Например, планета Нептун, существующая как объективная реальность со времени возникновения Солнечной системы, становится объектом познания лишь после ее открытия (1846): были установлены ее расстояние от Солнца, период обращения, экваториальный диаметр, масса, удаленность от Земли и другие характеристики.
В разных философских учениях субъект и объект познания трактуются по-разному. В материализме XVII —XVIII вв. объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъект, а субъект — как индивид, пассивно воспринимающий объект. Такая позиция характеризуется созерцательностью. В идеалистических системах субъект выступал как активное, творческое надо, под субъектом понималось или индивидуальное сознание, творящее объект в виде комбинаций (комплексов) ощущений (учения Беркли, Юма, эмпириокритицизма), или внечеловеческий субъект — Бог, мировой разум, творящий и познающий действительность. В системе Гегеля, например, исходным положением которой является тождество мышления и бытия, абсолютная идея (объективное мышление) оказывается и субъектом, и объектом познания.
- Предмет философии и ее структура
- 2.Философия и мировоззрение
- 3.Основные направления в философии.
- 4)Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
- 5.Философия в Древней Индии
- Неортодоксальные школы.
- 6. Философские учения в Древнем Китае.
- 7. Античная философия доклассического периода
- 8.Философия и личность Сократа. Сократовская диалектика и критика софистов
- 9) Философия Платона. Элементы учения
- 11) Философские школы позднего эллинизма ( эпикуреизм , стоицизм , скептицизм).
- 12) Особенности и основные проблемы средневековой философии
- 13)Апологетика и патристика учение августина блаженного
- 14 )Фома Аквинский как великий систематизатор схоластики
- 15. Общие понятия арабо-исламской философии
- 18) Натурфилософия
- 19) Особенности философии нового времени
- 20) Философский эмпиризм Беккона гобса и локка
- 21) Философский рационализм декарта
- 22. Субъективный идеализм и агностицизм Беркли и Юма
- 23)Философия просвещения
- 23)Философия просвещения
- 24) Материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
- 25. Теория познания и. Канта. Этика Канта.
- 26. Субъективный идеализм философии и. Г. Фихте и натурфилософия, философия тождества ф. Шеллинга.
- 28. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 29) Философия марксизма
- 32)Иррационализм.
- Трансрациональные области объективно-идеалистических мировоззрений
- Арациональные воззрения в иррационализме
- 33) Фмлософия п.Я. Чаадаева славянофилы и западники
- 34) Русский космизм
- 35) Материалистическая тенденция в русской философии
- 36)Философия русского Зарубежья.
- 38. Материя и ее связь с движением.Современные представления о материи
- 39. Явление и сущность, их взаимосвязь.
- 40. Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.
- 41.Структура сознания.
- 42. Сущность познания. Принципы научной теории познания. Критика агностицизма
- 43. Чувственное и рациональное познание
- 44. Концепция истины в филосрфии
- 45. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 46)Законы диалектики
- 47)Общество как саморазвивющаюся система
- 48)Развитие общества как естественно-исторический процесс
- 49) Влияние географической среды и демографического фактора на развитие общества и концепции ноосферы
- 50) Природа как предмет философского осмысления
- 51) Проблема происхождения и эволюции человека
- 52)Поиски сущности человека в философии
- 53. Проблема смысла и направленности исторического процесса в философии
- 54. Предмет философии религии
- 55. Ценности, их природа и принципы классификации
- 56. Нравственные и эстетические ценности. Религиозные ценности. Свобода совести.
- 57. Человек как творческое и деятельное существо. Человек и свобода. Смыслы человеческого бытия
- Феномен внутренней свободы
- 59. Происхождение и природа техники. Технические инаучно-технические революции.
- 60. Глобальные проблемы и их классификация.