logo search
Otvety_po_filosofii

51. Наука и общество. Функции науки. Роль науки в решении глобальных проблем современности.

По мере развития человеческого общества, роста и развития производительных сил и общественного разделения труда, процесс познания усложнялся и важнейшим показателем этого явилось становление науки – высшей формы познавательной деятельности. Зачатки научных знаний мы наблюдали еще в эпоху античности, но как специфический тип духовного производства и социальный институт наука возникает в Новое время (в XVI-XVII вв.) – в эпоху становления капиталистических отношений.

Наука – есть форма духовной деятельности людей и социальный институт, в рамках которых осуществляется коллективная деятельность по производству, хранению и трансляции нового знания. Наука есть творческая деятельность по производству новых знаний и изучению закономерностей природы, общества, мышления.

Наука выполняет в обществе ряд функций:

  1. Познавательная, поскольку основная ее цель – исследовать закономерности развития мира.

  2. Культурно-мировоззренческая. Она не только активно участвует в производительных процессах, производимые ее знания оказывают влияние на формирование мировоззрения личности, систему идеалов, убеждений и ценностей. Наука – сфера деятельности, в которой происходит экспериментирование с возможностями человека, реализация возможного человека. Наука не только фиксирует наличный опыт культуры, придает устойчивость, но и выступает силой, способной создавать новые культурные возможности, т.е. наука – это не только порождение культуры, но и культуротворческая сила, благодаря которой возможны различные культурные процессы.

  3. Социальная функция. В 20 веке наука выступает в качестве социальной силы. Методы и данные науки используются при разработки программ социального и экономического развития. Наука участвует в решении глобальных проблем, в частности экономических, экологических (как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы.Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека).

  1. Производительная. Наука является производительной силой общества, т.к. производимые ею знания оказывают возрастающее влияние на производительные процессы. Наука – составная часть экономики, функционирует как специфическое предприятие, продукция которого может обмениваться на любые результаты человеческой деятельности.

  2. Прогностическая. Суть прогностической функции науки состоит в том, чтобы предвидеть последствия изменения окружающего мира. Наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.