16. Основные проблемы и идеи философии Нового времени (гносеоцентризм и проблема метода научного познания).
Новое время – XVII - XIX вв. – явилось мощным цивилизационным скачком истории: европейские буржуазные революции и постепенный приход к власти буржуазии, развитие капиталистического способа производства и появление промышленности, базирующейся на применении машин, механизмов и оптимальной, рациональной организации труда. Новые реальности дали импульс развитию научного знания и технических усовершенствований.
Новая ситуация складывалась и для философии:
вызревает потребность осмысления природы научно-теоретического знания и методов его получения, науки как социальной ценности
в центре философской рефлексии оказываются человеческий разум, знание, истина. На первое место выдвигается гносеология – философское учение о познавательных возможностях человека, путях и способах освоения мира
из наук на роль ведущей все больше претендует механика, философия развивается в тесной связи с ней. Формируется особый – механически-материалистический тип философствования, рассматривающий мир и человека в том числе, как сложное механическое устройство.
В связи с этим актуализируются и другие проблемы, такие как разграничение сфер научного знания и религиозной веры, отношения науки, философии и религии.
Преобладающая концепция "двух истин", согласно которой и наука, и Священное писание имеют свои истины, ограждала развивающееся естествознание от церковного влияния и обеспечивала самостоятельность и независимость научного творчества.
Механическая картина мира с ее материалистическими устремлениями и объяснениями причин изменения внешними столкновениями объектов вытесняла пантеистические взгляды на природу. Идея Бога по-прежнему присутствовала в мировоззрении, но Бог рассматривался лишь как некий "перводвигатель", задавший природному механизму движение и определивший его законы. Далее мир развивается по своим собственным законам. Это – деизм, который по сравнению с пантеизмом, до минимума ограничил возможности Создателя, расчищая тем самым место действия объективно-механическим закономерностям.
Наука осваивала новые методы исследования: опытно-экспериментальный и математический, и это не могло не сказаться на философии – в ней схоластические рассуждения уступали место эмпирическим и абстрактно-рациональным методам, разрабатывалась эмпирическая и рационалистическая методология. XVII век, заложивший фундамент нового, капиталистического общества, поставил в ряд важнейших и проблему его организации, места человека в нем. Философия обращается к проблемам государственного устройства, человеческой природы, прав и свобод человека.
Складывается новое "юридическое" мировоззрение (Т. Гоббс, Д. Локк, Г. Гроций и др.).
Новые тенденции в развитии гносеологии связаны с философией эпохи Нового времени. Именно с XVII в. начинают интенсивно разрабатываться проблемы познания.
Роль философии в этом процессе обозначается как поиск путей познавательной деятельности, разработка методов познания.
Действительность начинает рассматриваться с точки зрения возможности отразить природу и бытие в понятии, в мышлении (действительность рационализируется).
Разум, его возможности абсолютизируются и возносятся на вершину человеческой деятельности.
Центром философствования становится "человек мыслящий": "я мыслю, следовательно, существую" - формулировал свое кредо представитель нововременного рационализма: Декарт.
Именно в это время ставится задача: интенсивно изучать природу и человека. В философии эти задачи конкретизируются как разработка учения о субстанции, поиск методов познавательной деятельности.
Дальнейшее развитие гносеология получает в немецкой классической философии. И. Кант, ее основоположник, философию начинает с вопроса: "Что я могу знать об этом мире?". Одна из главных книг И. Канта - "Критика чистого разума" посвящена проблемам познания и является ответом Канта на этот вопрос.
- Ответы на экзаменационные вопросы по философии
- 2012-2013 Год.
- 16. Основные проблемы и идеи философии Нового времени (гносеоцентризм и проблема метода научного познания).
- 17. Философия эмпиризма ф.Бэкона: идолы познания, три пути познания, метод как главный инструмент познания, индукция.
- 18. Философия рационализма р.Декарта: сомнение как принцип философствования, основные правила метода, интуиция, дедукция.
- 20. Философия и.Канта: гносеология и этика.
- 21. Метод и система философии Гегеля (понятие абсолютной идеи, принцип бытия и мышления, диалектика).
- 22. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 23. Основные идеи философии марксизма: проблема человека, материалистическое понимание истории, диалектика, теория познания.
- 24. Общая характеристика постклассической философии: основные понятия и идеи.
- 25. Иррационализм Шопенгауэра (воля к жизни, жизнь как страдание).
- 26. Философия Ницше (понятие о воли к власти, концепция сверхчеловека).
- 27. Западная философия 20 века: основные проблемы и направления.
- 28. Философия позитивизма в ее историческом развитии: от позитивизма к нео - и постпозитивизму. Принципы верификации и фальсификации.
- 29. Философия экзистенциализма: проблема сущности и существования человека, свобода, выбор, ответственность, одиночество, отчуждение.
- 30.Религиозная философия 20 века: неотомизм и христианский персонализм.
- 31. Герменевтика: основные идеи (понимание как метод, принцип герменевтического круга).
- 32. Философия постмодернизма (ризома, принцип деконструкции, текст)
- 33. Особенности русской религиозно-идеалистической философии конца 19- начала 20 века. (Соловьев, Бердяев).
- 34. Материалистическое направление в русской философии: а. И. Герцен, н. Г. Чернышевский.
- 35. Проблема бытия в философии. Формы бытия. Значение проблемы бытия для медицины.
- 36. Проблема бытия философии. Формы бытия. Значение проблемы бытия для медицины.
- 37. Движение и его свойства. Классификация форм движения материи.
- 38. Пространство и время как формы существования материи.
- 39. Предмет диалектики. Исторические формы и альтернативы
- 40. Принципы диалектики. Диалектическое и метафизическое мышление.
- 41. Основные законы диалектики и их методологическое значение для медицины.
- 42. Категории диалектики и их методологическое значение для медицины (общее и единичное, сущность и явление, причина и следствие).
- 50. Творчество и познание.
- 51. Наука и общество. Функции науки. Роль науки в решении глобальных проблем современности.
- 52. Эволюция науки, основные этапы ее развития. Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
- 53. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их формы (факт, гипотеза, проблема, теория).
- 54. Специфика научного знания. Понятия этос науки и парадигмы. Нравственная ответственность ученого.
- 55. Закономерности развития науки (традиции, новации, научные революции).
- 56. Методы научного познания.
- 57. Понятие общества в истории социально-философской мысли.
- 58. Общество как система, его свойства как системы: целостность, устойчивость, самодостаточность.
- 59. Экономическая и социальная сферы общественной жизни.
- 60. Политическая сфера жизни общества. Правовое государство и гражданское общество.
- 61. Духовная сфера общества: Общественное сознание и его структура (теоретический и обыденный уровень общественного сознания, общественная психология и идеология, формы общественного сознания).
- 62. Современные теории идеального общественного развития (к. Поппер, ф. Хайек)
- 63. Смысл и направленность исторического процесса. Типы исторической динамики и основные модели истории.
- 64. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 65. Философская антропология как направление современной западной философии (м. Шелер, х. Плеснер, а. Гелен)
- 66. Проблема человека в истории философии.
- 67. Современные проблемы философии человека (сущность и существование, телесное и духовное).
- 68. Биологическое и социальное в человеке. Проблема антропосоциогенеза.
- 69. Личность и социальные ценности. Проблема свободы и ответственности личности.
- 70. Философия о смысле и цели жизни: основные концепции.
- 71. Человек и проблема коммуникации в современном обществе
- 72. Проблема смерти и бессмертия в философии медицины.
- 73. Философия как мировоззрение и методология медицины.
- 74. Философские категории и понятия медицины: жизнь, смерть, здоровье, болезнь, норма, патология.