2012-2013 Год.
Мировоззрение: сущность, структура, функции.
Мировоззрение – система взглядов, убеждений, ценностей и идеалов, с помощью которых человек оценивает мир и своё место в мире. Это ядро самосознания личности.
Выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире. Посвоей сущности мировоззрение - это такая форма общественного сознания, котораянеобходима индивиду для повседневной ориентации в жизнедеятельности.
По характеру формирования и способу функционирования выделяют 2 уровнямировоззрения:
1. рационально-теоретический
2. жизненно-практический
Если на жизненно-практическом уровне мировоззрение формируется стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то нарационально-теоретическом оно складывается сознательно и целенаправленно.
Структура мировоззрение включает 3 компонента:
1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственные составляющиемировоззрения)
2. Миропонимание (интеллектуальная составляющая мировоззрения, на уровнерационально-теоретического уровня представлено научными идеями)
3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам. Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно историческиконкретно. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых ииндивидуальных вариантов.
Структура мировоззрения (по Кузнецовой):
Познавательный компонент – знания (совокупность знаний – бытовых, обыденных, профессиональных и т.п.
Эмоционально-волевой – личные взгляды и убеждения (убеждение – твердая уверенность человека в правоте и истинности)
Ценностный – ценности, идеалы и нормы (ценность – свойство удовлетворять потребностям человека)
Практический – действия (реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах)
Функции мировоззрения:
1. Познавательная (мировоззрение формирует знания человека о мире);
2. Ценностная (мировоззрение определяет ценности человека);
3. Социальная (мировоззрение помогает человеку ориентироваться в обществе).
Мифология и религия – первые исторические формы мировоззренческого постижения мира (сходства и различия).
Исторически первой формой мировоззрения была мифология. В первобытномобществе мифология - основной способ понимания и объяснения действительности, это -господствующее мировоззрение. Происхождение мира, Вселенной, человека, вопросысоциального устройства, отношения между людьми и другие проблемы миропонимания – вотхарактерный круг вопросов, которые находят свое специфическое отражение в мифах.
Миф – особый вид мироощущения, образно-эмоциональное, синкретическое знание о мире и своём месте в этом мире.
Особенности мифа: антропоморфизм (подобный человеку) – перенесение человеческих переживаний, эмоций на окр.мир.; миф всё отождествляет- синкретизм (предмет и образ предмета, естественное и сверхъестественное; предмет – объективное, существующее вне зависимости от нашего сознания, образ предмета- то, как предмет субъективно существует в нашем сознании)
Положительные черты:
миф выдаёт желаемое за действительное
создает обнадёживающую картину мира, даёт надежду, учит преодолевать проблемы вместе
функция мифа – социализация – миф передает человеку знания о нормах, правилах, традициях, ценностях и идеалах, с помощью которых человек вписывается в коллектив.
Недостатки:
Человек в мифе познает себя, а не мир
Миф не критичен, он отождествляет субъективное и объективное
Миф обезличивает личность, требует, чтобы человек жил как все
Миф – повествование, не требует разрешения вопросов, аргументации ответов, постановки проблемы
В мифе воспроизводится статичная картина мира, которая требует полноты изложения, не терпит изменений. Миф построен по контрасту, существует бинарная позиция: «абсолютное добро» - «абсолютное зло»
Религия – форма духовно-практического освоения человеком мира, в которой естественным (земным) силам придается статус сверхъестественных.
Особенности:
Религия - не рефлексивный тип мировоззрения.В религии отсутствует размышлениечеловека над своими взглядами, психическими состояниями, отсутствует их оценка. (Есть представление о должном и егоследует придерживаться)
Четко делит мир на естественный и сверхъестественный, возможность обратной связи- культ (обряды, ритуалы, с помощью которых существует обратная связь)
Культ и вера – важнейшие атрибуты религии. Вера – способ осознания мира религиозным сознанием, убежденность человека в чём-либо, не требующая доказательств
Догматизм
Основные функции – иллюзорно-компенсаторная, воспитательная, нормативная
Возвращает нас к себе, напоминает о стыде, религия имеет этическую направленность. В религиозном мировоззрениибольшое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности. Врелигиозном мировоззрениикультивируются чувства любви, терпимости, сострадания,совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.
Общее | Различия |
Вера в сверхъестественное Деятельность фантазий и воображения | Миф отождествляет, а религия разделяет мир естественный и сверхъестественный |
Специфика философского знания. Функции философии.
На определенном этапе развития культуры, мифологическое и религиозное мировоззрения перестают соответствовать потребностям человека в объяснении мира. Формируется философский подход, который ориентирован на постановку и формулировку проблем. Формирует установку на человеческий разум, как единственное средство познания.
Чем характеризовалось это мировоззрение, его основные черты:
1. Основано на знании, а не на вымысле. В отличие от мифологии и религии,которые характеризуются эмоционально-образным отношением к действительности,философское мировоззрение представляет собой логически упорядоченную систему знаний.
2. Рефлексивно, то есть философское мировоззрение направлено не только наобъективный мир, но и на свое собственное содержание.
3. Логично, то есть имеет внутреннее единство и систему.
4. Опирается на четкие понятия и категории. В отличие от мифологии и религии, которые в решении мировоззренческих задачопираются на веру, философия есть отражение мира в теоретической, рационально-понятийной форме.Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются всоответствующей логически упорядоченной форме.
Как мировоззрение философия представляет собой систему общих теоретическихвзглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.Будучи рационально-теоретической формоймировоззрения и отражая мир в
понятийной и категориальной форме, философия предстает и как форма знания.
Предметом философского знания являются всеобщие свойства и связи
действительности, которые касаются:
–– основ бытия;
–– назначения человека;
–– возможностей человеческого познания и преобразования мира.
Философия – учение о всеобщем, об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека, о ценностных основаниях человеческого бытия.
Философию интересуют всеобщие основы бытия, вопрос субстанции бытия. Субстанция – основа бытия, само себя обуславливающее.
Вопросы философии – вопросы культуры (что я могу знать? что я должен знать? на что я могу надеяться? что такое человек?) – ввёл И.Кант
Цель философии – выработка стратегий свободной человеческой жизнедеятельности.
Философии как особой форме познания присущи следующие особенности:
• Универсальность - философское познание связано с выявлением и исследованием всеобщих принциповбытия и познания.
• Системность - философия стремится к упорядочению и систематизации имеющихся знаний о мире ичеловеке.
• Плюралистичность - многообразие философских школ, направлений обуславливает неоднозначность(вариативность) решения фундаментальных философских проблем.
• Критичность - специфика «вечных» философских вопросов определяет необходимость критическогоотношения к опыту предшественников.
• Рациональность: философия - это рациональная деятельность по осмыслению фундаментальныхчеловеческих потребностей и выработке на их основе жизненных целей, но она предполагаетэти цели лишь как возможные варианты жизни и мысли, она вырастает из потребностичеловека обрести устойчивость, прочность бытия, стремится к логическойаргументированности и обоснованности.
• Персоналистичность: философия персоналистична, личностна, она есть выражение индивидуальностифилософа.
• Рефлексивность - философское мышление рефлексивно, оно обращено не только на объект, но и напроцессы его изучения.
По своей цели философия есть знание свободное от утилитарных практическихинтересов. Полезность не есть цель философии. Аристотель отмечал, что к ней стремятся неради пользы «это наука единственно свободная, ибо она существует ради самой себя»
Функции философии:
Мировоззренческая – формирование целостного мировоззрения
Гносеологическая (познавательная): философия - учение об общих законах, источниках и сущности познания, о его возможностях и границах
Методологическая – (философия помогает сформулировать наиболее общие методологические ориентации познавательной и продуктивной деятельности)
Критическая – философия берёт роль критической селекции, отражает присущий здравому смыслу дух сомнения, критического мышления
Благодаря этой функции и способности обозревать объекты, выходя за границы как во времени, так и в пространстве – философия выполняет функцию исторического напоминания
Духовно-гуманистическая – защита от потери смысла существования
Эвристически-прогностическая – философия обладает творческим потенциалом для формирования новых идей, способна помочь выбрать наиболее универсальный вариант решения проблемы.
*Разделы философии
Онтология – учение о бытие
Гносеология – учение о познании
Логика – учение о законах, правилах, формах движения
Аксиология - учение о ценностях, иерархиях
Этика – учение о моральных ценностях
Эстетика – учение о прекрасном
Философия и наука. Роль философии в науке. Сциентизм и антисциентизм.
Философия и наука – формы рационального знания (ориентируются на познание причин сущности, закономерностей развития).
Отличия философии и науки:
Философия направлена на целое личности, наука – на частное, фрагменты
Научное мышление отвлекается от любого ценностного отношения к миру, мир – объект, форма объекта. Философия помимо познавательного отношения включает ещё и ценностное, философия ориентирует на понимание мира с позиции ценностей, идеалов.
Философские положения нельзя подтвердить или опровергнуть на опыте. Исходные положения философии формулируются в предельно-общих понятиях (категориях). Истинность философии нельзя доказать с помощью других теорий, так как более общей теории не существует.
Для науки абсолютной истинностью является объективная истина, независимо от отношения человека.
Какую роль играет философия в научном познании? Обычно говорится, что философия дает ученому базовые теоретические и методологические принципы. Но это слишком общая характеристика. Она не раскрывает все богатство функций философии в реальной научной практике. На самом деле философские, или метафизические, составляющие научной деятельности очень разнообразны и плодотворны. Так, к основным функциям философии в научном познании относятся:
Критическая | переосмысление, взгляд со стороны - философская деятельность позволяет подвергнуть сомнению привычное и отправиться в свободный интеллектуальный поиск – это и есть философия в действии (для учёного) |
Предпосылочная | научная деятельность пронизана понятиями, первоначально выдвинутыми в философском познавательном проекте. Философское предпосылочное знание существенно влияет на возможность достижения конкретных научных результатов. («+» и «-») |
Обобщающе-экстраполирующая | частный случай предыдущей функции: наука основана на далеко идущих обобщениях. Привычные и естественные для ученого представления - на самом деле не следствия продвижения науки, а предпосланные ей метафизические гипотезы, обладающие предельно общим характером. |
Эвристическая | философия - неистощимый поставщик ценных идей, регулятивов, теоретических сюжетов для ищущего новые пути ученого. Подхваченные наукой плодотворные философские идеи и концепции со временем естественным образом оказываются в составе научных теорий |
Ценностно-этическая | научное познание вообще было бы невозможно без ценностно-личностной включенности ученого в область исследовательской деятельности: для занятий наукой он должен видеть в ней высокий смысл и ценность, ради которых стоит тратить время собственной жизни. |
Интерпретирующе-коммуникативная | выступает средством общения для:
|
Поясняющая | актуальная задача: понять саму научную деятельность, и она в широком смысле слова – философская. |
Направляющая | метафизика играет в науке направляющую роль, координируя сам процесс научного поиска, стимулируя научный интерес. |
(19 век) Сциентизм - идеология "чистой, ценностно-нейтральной большой науки", предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе. Одновременно со сциентизмом возникла его антитеза - антисциентизм, провозглашавшая прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР, требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.
Сциентизм | Антисциентизм |
приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки | отрицательно относятся к НТР, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем.
|
знание - наивысшая культурная ценность | не устают подчеркивать критическое отношение к науке |
в науке ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся к "онаучиванию" всего общества в целом. | понятие "научное знание" не тождественно понятию "истинное знание".
|
намеренно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизации. | прибегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников.
|
Дилемма сциентизм - антисциентизм предстает извечной проблемой социального и культурного выбора. Она отражает противоречивый характер общественного развития, в котором научно-технический прогресс оказывается реальностью, а его негативные последствия не только отражаются болезненными явлениями в культуре, но и уравновешиваются высшими достижениями в сфере духовности. Примечательно и то, что антисциентизм автоматически перетекает в антитехнологизм, а аргументы антисциентистского характера с легкостью можно получить и в сугубо научной (сциентистской) проблематике, вскрывающей трудности и преграды научного исследования, обнажающей нескончаемые споры и несовершенство науки.
Древнеиндийская философия: веды, упанишады, джайнизм и буддизм
Восточная мысль более эмоционально – этична, нежели рационально - логична, т.е. носит этико-практический характер.
Индивид не полагает себя, как что-то самостоятельное, так как варны (сословия) – брахманы (жрецы - белый), кшатрии (воины - красный), вайшьи (земледельцы - желтый), шудры (слуги – рабы - черный) - передаются из поколения в поколение.
Восточные деспотические государства с присущим им обожествлением правителей, культом жрецов и абсолютным бесправием других сословий не могли создать ни социально-исторических, ни интеллектуальных условий для возникновения философии как самостоятельной области знаний, не зависимой от религиозного мировоззрения.
Философия Древней Индии:
Замедленное развитие – традиции сохранялись долго, сельское хозяйство тесно связано с ремеслом. Религиозно-мифологическое мировоззрение. Отношения между людьми по принципу всеобщего рабства, бюрократия на плечах крестьян.
• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
• VI — И вв. до н. э. — эпический период;
• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.
Веда – «знание» - (состоит из гимнов, молитв) образно-символическая форма толкования мира, религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию племенами арийцев.
Веды включали в себя:
• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
• описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;
• книги лесных отшельников ("араньяки");
• философские комментарии к Ведам ("упанишады").
*До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа;Самаведа;Яджурведа;Атхарваведа.
Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед — Упанишады (дословно с санскрита — "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.
Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:буддизм;джайнизм;чарвана-лакаята.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр - кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).
Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности.
Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания: "пракрити" — материальное сознание;"пуруша" — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);"майя" — сознание сновидения, мираж.
Душа в индийской философии состоит из двух начал: атмана и манаса.
Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.
Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)
Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
Джайнизм:
джайнизм происходит от слова Джина («Победитель») — прозвища, полученного основателем религии.Основателем джайнизма является Махавира («Великий Герой»), Он был современником Будды, и его настоящее имя — Вардхамана («Процветающий»).
Литература джайнов разделяется на две части в соответствии с двумя джайнскими традициями или «сектами»: Дигамбары («одетые небом», т.е. «обнаженные») и Шветамбары («одетые в белое»). Канонический свод Шветамбаров, разделенный на шесть частей, состоит из нескольких десятков трактатов, самые древние из которых написаны на пракрите (языке основателя), остальные — на санскрите.
Учение реализуется в «Трех Жемчужинах» (Триратна): Правильного Видения, Правильного Знания, Правильного Поведения.
Джайнское видение миразаключается в Великих Зароках монахов и в Малых Зароках мирян: ахимса (запрет на причинение вреда), сатья (честность), астейя (порядочность), брахма (воздержание: здесь — отказ от незаконных сексуальных сношений), апариграха (отказ от накопления богатств).
Джайнизм исходит из идеи реинкарнации живой части (джива) человеческого существа в любой одухотворенной среде: это происходит под влиянием «кармического тела», появившегося в результате предыдущих превращений. Достигший озарения джайна стремится замедлить этот естественный процесс посредством постоянного воздействия (самвара), что предполагает ежесекундное соблюдение длиннейшего перечня духовных, словесных и телесных запретов, а также полное подчинение тяготам монашеской жизни.
Только посредством сложной системы аскезы, принятой в монашеском сообществе можно достичь самвары. Когда же самвара монаха приводит к освобождению от уз кармы, он достигает степени идеального совершенства (сиддхи).
Буддизм:
Религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.
Основателем данного учения считается Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама)
Главная идея буддизма - "Срединный путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и "путем аскетизма"
"Срединный путь" — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать.
Четыре благородные (арийские) истины:
• земная жизнь полна страданий - ИСТИНА О СТРАДАНИИ (дуккха)
Три главных страдания:
страдание от перемен; страдание, усугубляющее другие страдания; страдание, собирающее страдания
4 потока страдания:
страдание рождения, старости, болезни и смерти
• страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни – ИСТИНА О ПРИЧИНЕ (о возникновении дуккха) – постоянное стремление удовлетворить свои потребности приводит к разочарованию, возникает карма – круговорот сансары.
• от страданий можно избавиться – ИСТИНА О ПРЕКРАЩЕНИИ – состояние, в котором нет дуккха – устранение загрязнений ума
• существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана – ИСТИНА О ПУТИ – пути, ведущему к прекращению дуккха – истина о «Срединном пути».
Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение.
*Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов:
• правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
• правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;
• правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;
• правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
• правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;
• правильное умение — усердие и трудолюбие;
• правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
• правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.
К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие: не убий; не укради;будь целомудренным;не лги;не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Древнекитайская философия: конфуцианство, даосизм.
Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно:
• восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира;
• понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;
• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;
• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;
• восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
• понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей - действительности);
• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
• уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов").
Конфуцианство:
Древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего как участника социальной жизни.
Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
• Как необходимо управлять людьми?
• Как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.
Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
• жить в обществе и для общества;
• уступать друг другу;
• слушаться старших по возрасту и по званию;
• подчиняться императору;
• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
• быть человечным.
Для конфуцианцев Путь означает - следовать «воле Неба», воплощать в каждомотдельном человеке и в обществе в целом определенные морально-нравственные исоциальные нормы в их неразрывном единстве, исполнение социальных обязанностей мыслится некак невольное повиновение внешнемупринуждению, а осознанное исполнение своего морального долга.
Человек должен найти свое место в этой мировой гармонии. А для этого он должен стремиться ксовершенству. И Конфуций формирует свою оригинальную программу совершенствования человека с целью достижения гармонического отношения с Космосом. В основе этой программы лежит создание нравственного идеала, которому могли бы подражать в своей жизнедеятельности и поведении все люди.
Этот идеал — «мудрец» — «благородный муж», которому Конфуций противопоставляет низкого человека, простолюдина.
Благородный муж | Простолюдин |
5 качеств: чувственность, долг, знание, чувство меры и доверие | Простолюдин же изначально лишен этих качеств |
следует долгу и закону | стремится устроиться получше и получить выгоду |
требователен к себе | требователен к людям |
о нём нельзя судить по мелочам и ему можно доверить большие дела | нельзя доверить большие дела и о нем можно судить по мелочам |
Большое значение Конфуций придавал ритуалу. В ритуале он видит главное средство, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию человеко-космического сообщества. Через внешние формы, обряды и церемонии, доносились ценности гармонического общения на доступном для каждого человека уровне, приобщая его к добродетели. В конфуцианстве ритуал является центральной частью социального взаимодействия и выступает в то же время как важнейшая форма религиозного культового действия.
Даосизм:
Даосизм возникает в Китае в VII веке до н. э. и складывается в развитую религиозно-культовую систему. Основателем даосизма называется легендарный мыслитель Лао-Цзы.
2 основных понятия – Дао и Дэ
«Дэ» — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир
«Дао» — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира, некий божественный Абсолют
Имеет 2 значения:
• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту
Великого Дао никто не создал, но все происходит из него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться
Дао не только первопричина всего сущего, но и его конечная цель, завершение бытия.
Его невозможно воспринять чувствами и выразить словами.
Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни; Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир, стремится вслушаться в самого себя.
Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, сексуальной гигиены, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.
Основные идеи даосизма:
• все в мире взаимосвязано
• материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе (сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы)
• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй")
• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами
• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма
• путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей
• необходимо во всем уступать друг другу
Основные принципы классической и неклассической философии.
Классическая философия:
классические философские системы отличались претензией на целостность, завершенность, монологически-поучительным стилем изложения, стремлением к объяснению закономерностей объективной и субъективной реальности
классика описывает объективный мир в деятельности;отождествление деятельности и сознания
рациональное познание, безграничная вера в науку, в прогресс, в способность внеиндивидуального и индивидуального разума, в возможность переустройства мира на началах Разума
высшая абсолютная ценность – разум, свобода понимается как свобода, не имеющая границ, как абсолютная свобода личности, как познанная разумом необходимость
стиль философствования характеризуется логичностью, строгостью, доказательностью; рационально-рассудительная схема рассуждения
глубокая уверенностьв естественной упорядоченности мироустройства, в котором царит порядок и гармония
Неклассическая философия:
пересматривается статус самого разума, познающего субъекта, структуры познавательного процесса, что приводит к актуализации иррационализма, считающего, что разум не в состоянии охватить всё разнообразие действительного мира и обращающего внимание на внерациональные формы духовного проявления человека (волю, интуицию, бессознательное и т.п.)
в рамках неклассической философии центральной становится антропологическая проблема, человек здесь рассматривается как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практические преобразующее природу и социум.
от монологического назидательного стиля мышления неклассическая философия переходит к диалогической, субъект - субъектной стилистике
неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного
в рамках неклассической философии осуществляется смена парадигм, выражающаяся в лингвистическом повороте – переходе от философии сознания к философии языка
Особенности доклассического периода древнегреческой философии: милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), философия Гераклита, элейская философская школа (Парменид, Зенон)
Космоцентризм (материально-чувственный и живой космос, поражающий своей гармонией, симметрией, ритмическим устроением, - основной предмет изучения)
Онтологизм (философы этого периода искали «причины и начала бытия»). Из чего всё? – основной вопрос
Человек и общество, с точки зрения досократиков, оказываются включенными в космические ритмы жизни. Человек – это Микрокосм.
Выделяют 2 основных направления доклассической философии:
1) "ионийское" - Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит
Эфесский.
Характеризуется:
• эмпиризмом
• сенсуализмом (разновидность эмпиризма)
• акцентом на чувственное восприятие материально-вещественного мира
2) "италийское" (пифагореизм и элеаты - Пифагор, Парменид, Зенон).
Характеризуется:
• приоритетом рационально-логических начал
• интересом к числовой и структурной ипостаси вещей
Милетская школа:
Фалес
Фалес как ученый:
1. принес в Элладу из Египта геометрию(установил ряд равенств: вертикальных углов, треугольников с равной стороной и равными прилегающими к ней углами, углов при основании равнобедренного треугольника, Фалес вписал в круг прямоугольный треугольник)
2. ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней и разделив его на 12 тридцатидневных месяцев
3. объяснил причину солнечного затмения
Фалес как философ:
Как устроен мир? Каковы первоначала, определяющие изменение действительности? – эти вопросы поставил Фалес.
Фалес считал первоосновой воду (архэ) - "все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это "физис" (жидкое состояние вещества).
Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю, она буквально пребывает подо всем.
С другой стороны, это не просто вода, а вода "разумная", божественная.
Мир - изменяющееся целое, обусловленное различными состояниями одного и того же материального начала, некой субстанции, её «сгущением» или «разжижением»
Первопричина мира – соотношение противоположностей.
Анаксимандр
Первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. Вначале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух.
• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится
«апейрон» содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Его нельзя увидеть, является вечным (не имеет ни начала, ни конца во времени)
• вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы
• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина)
Анаксимен
первопричиной всего сущего считал воздух
Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. "Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную"
выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.)
проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса"
отождествлял божества с силами природы и небесными светилами
Гераклит
• первоначалом всего сущего считал огонь
• вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита)
• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды", «всё течёт, всё изменяется»)
• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории
• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим)
• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум
• выступал за материальность человеческой и мировой души
• был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности
• движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему"
Парменид и Зенон
Основным для Парменида, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем.
Поставил вопрос о взаимосвязи бытия и мышления. Принцип тождества бытия и мышления (мысль о бытие и само бытие – одно и то же)
(Мысль и то, что я мысль – одно и то же)
Полностью исключает движение (По Пармениду, несущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто переместить, означало бы либо поместить его на место другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится, либо поместить его на место, где ранее было несущее, но, как вытекает из ранее сказанного, несущее не существует, поэтому и этот вариант отпадает. Отсюда сущее является наполненным и неподвижным. Бытие имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие).
В гносеологии проводит весьма резкое различие между подлинной истиной (АЛЕТЕЙА), являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением (ДОКСА), опирающимся на чувственное познание.
Чувственное познание, по Пармениду, дает нам лишь образ кажущегося состояния вещей, и с его помощью нельзя постичь их подлинную сущность.
Истина постигается лишь разумом. Он рассматривает чувственный мир лишь как мнение.
В своих онтологических взглядах Зенон однозначно отстаивает позиции единства, целостности и неизменности сущего.
Сущее, по Зенону, имеет материальный характер.
Согласно взглядам Зенона все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием.
Из не подвижности рождается движение, движение возможно только в области чувственного познания
Апории Зенона – непреодолимые противоречия, возникающие при разрешении проблем
Первая из апорий названа ДИХИТОМИЕЙ (деление пополам). В ней Зенон стремится доказать, что тело не может сдвинуться с места, т.е. движение не может закончиться, так как оно не может начаться
Второй - АХОЛЛЕС. Эта апория показывает, что самый быстрый из людей (Ахиллес) не сможет никогда догнать самое медленное создание (черепаху), если оно вышло в путь раньше его.
Разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным он однозначно признает рациональное познание, чувственное же ведет к неразрешимым противоречиям. Зенон показывал наличие границы у чувственного познания.
Философия софистов: гносеологический и этический релятивизм.
Одной из заслуг софистов явилась переориентации философииот натурфилософских проблем на проблемыпознания общества и человека. Среди наиболеевидных софистов выделяют: Протагора, Горгия, Гиппия и др.
Для философии софистов характерно:
• критическое отношение к окружающей действительности;
• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;
• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;
• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;
• стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;
• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;
• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.
Протагор - основатель школы софистов. Наиболее известноизречение Протагора, что «человек – мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Протагор провозглашает человекаединственной мерой истинности суждений: любое человеческое знание опосредованочеловеческой субъективностью, индивидуальностью, следовательно, относительно. Такимобразом, если человек – мера всех вещей, то все ставится в зависимостьот его оценки, тоесть превращается вотносительное. Это касается не только знания, но и этических норм ирелигиозных представлений – этический релятивизм.
Идею относительности любого мнения и знания о мире выразил Горгий.
Он говорил:
1) истины нет (как кому кажется, так оно и есть)
2) если она и есть, то ее нельзя мыслить
3) если даже ее можно мыслить, ее нельзя высказать (ибо каждый вкладывает в слово
только свой, ему доступный смысл) – истина у каждого своя
Такая позиция софистов называется гносеологическим релятивизмом. Софистыограничивались установлением различий, останавливаясь на индивидуальном, частном исубъективном. Абсолютизируя индивидуальное, особенное и субъективное, они забывают обобъективном, общем, едином.
Этический рационализм Сократа.
*Я знаю, что ничего не знаю
В центр своей философии ставит непроблему натурфилософии, а проблемы человека, морали и познания.
Диалектика, как искусство спора, метод заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов.
Применял повивальное искусство, именуемое майевтикой. (Сократ – «повивальная бабка»). Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Первым указал, что знание носит понятийный характер. Материальный мир познать невозможно (агностицизм), душа доступна для познания.
Сократ тесно связываетпонятия добродетели и знания - этический рационализм. Ведь только человек, знающий, чтотакое справедливость и имеющий представления о добродетели вообще, может поступать согласно справедливости и быть счастливым. Поэтому необходимо, прежде всего, познатьсамого человека: «Познай самого себя», – эти слова часто повторял Сократ. (познать себя, значит найти общие для всех людей нравственные качества). Знание идобродетель – всегда одно, они носят абсолютный, а не относительный (как у софистов) характер.
Центром внимания Сократа был человек, человек познающий. Сократ обратил внимание на проблемы, касающиеся человеческой жизни и, преждевсего, на нравственные принципы людей. Философ должен размышлять не о природе, а очеловеке, и разрабатывать учение о том, как следует жить и поступать одновременно и целесообразно, и нравственно.
Философия Платона: учение об идеях, теория познания, проблема души, теория идеального государства.
Учение об идеях:
Платон является основателем идеализма.
Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);
• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Идея некий смысл понятия.
Понятие идеи существует не только в разуме человека, но и в вещах. Идеи есть у всех предметов, понятие которых мы можем помыслить. Мыслить можно только мыслью – мир состоит только из мыслей и познаваем, но только к мыслям его свести нельзя. Наложение и совпадение идеи вещи с понятием человека о ней позволяет установить связь между мыслью и материей.
Мысль – сверхчувствительное, не локализованное в пространственно-временном континууме.
Вещь существуют только реально, но смысл их недосягаем. Есть такая точка, где всё соприкасается, исчезают различия между идей и материей.
Если вещи-точки, от них повести векторы, то направления этих векторов в этой точке пересекутся. Общее есть сущность вещей, закон их развития.
Мир – грандиозная, иерархично организованная система, вершину которой образует верховное духовное благо, нижним пределом служит материя.
Истинной реальностью обладают лишь идеи, а переходящий мир вещей – зависим и истинен лишь в той степени, в которой «причастен» к миру вечных и неизменных идей.
*Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: (проблема души)
• "единого";
• "ума";
• "души".
"Единое " - является основой всякого бытия; не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);есть ничто;выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
"Ум" - происходит от "единого"; разделен с "единым"; противоположен "единому";является сущностью всех вещей;есть обобщение всего живого на Земле.
"Душа " - подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое — ничто" и "ум — все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления; также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; душа человека (вещи) есть часть мировой души; душа бессмертна (при смерти человека умирает только тело, душа приобретает новую телесную оболочку); постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Космоса.
Теория познания:
Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
• поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать, прежде всего, "чистые идеи";
• "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — "докса");
• "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);
• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".
Теория государства:
Платон выделяет семь типов государства: идеальное "государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.
Среди шести существующих типов Платоном указываются:
• монархия — справедливая власть одного человека;
• тирания — несправедливая власть одного человека;
• аристократия — справедливая власть меньшинства;
• олигархия — несправедливая власть меньшинства;
• демократия — справедливая власть большинства;
• тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:
• все население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины, работники;
• работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
• воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях;
• философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;
• философы и воины не должны иметь частной собственности;
• жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
• не существует брака, все жены и дети общие;
• допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.
Философия Аристотеля: критика теории идей, учение о материи и форме, о движениях и причинах, проблема души.
Критика теории идей:
Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".
Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др.
Тезис о пребывании идеи вещи внутри самой же вещи есть то основное и принципиальное, в чем заключается основное различие между Платоновской и Аристотелевской школах. Идея вещи, по Аристотелю, обязательно есть некоторого рода общность, т.е. эйдос во всех смыслах. Но эйдос вещи, есть не только обобщенность ее отдельных элементов. Он представляет собой еще и нечто единичное. Этой единичностью данный эйдос вещи отличается от других эйдосов, и, следовательно, от всяких других вещей. Эйдос вещи, будучи некой общностью и некой единичностью, в то же самое время является и определенного рода цельностью. Совершенно невозможно отрывать общее от единичного, единичное от общего. Т.е. удалив какой-то один момент цельности, тем самым мы ликвидируем саму цельность. Сняв, к примеру, крышу с дома, дом перестает быть цельным, и собственно говоря, перестает быть домом.
Аристотель об идеях:
• не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;
• существуют только единичные и конкретно определенные вещи;
• данные вещи называются индивидуумы (в переводе - "неделимые"), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула", конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не "идея дома", и т. д.;
• индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) - вторичной.
Материя и форма, движение и причины:
По Аристотелю, материя — это потенция, ограниченная формой (предельно конкретная идея) (например, медный шар — это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).
Применительно к отдельному предмету сущностью всегда оказывается форма (шаровидность по отношению к медному шару). Форма выражается понятием. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Когда материя оформлена, то нет материи без формы, равно как формы без материи. Выходит, форма - это и сущность отдельного, единичного предмета, и то, что охватывается этим понятием. Форма – главная причина бытия.
Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:
• все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;
• изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;
• реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;
• потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное;
• высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытиевне мира.
Всякая вещь имеет четыре причины:
сущность (форму)
материю (субстрат)
действие (начало движения)
цель ("то, ради чего").
Но и действующую причину, и целевую причину определяет форма. Форма определяет переход от материи вещности к действительности, это основное динамическое и смысловое содержание вещи. Центральный принцип философии Аристотеля - становление и проявление сущности, первостепенное внимание к динамике процессов, движению, изменению и к тому, что с этим связано, в частности к проблеме времени.
Мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и наличие единого двигателя.
Понятие о первой причине: Бог есть первая причина движения, начало всех начал. И в самом деле: ведь ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Есть причина, сама себя обусловливающая, причина всех причин. Ведь ряд причин никогда бы не закончился, если не допустить абсолютного начала всякого движения. Этим началом является божество как общемировая сверхчувственная субстанция.
Проблема души:
Три уровня души:
• растительная душа;
• животная душа;
• разумная душа.
Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.
Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:
• по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
• отличается от животных наличием мышления и разума;
• имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).
Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.
Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.
Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщенному представлению; от мнения через понятие — к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле.
Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках»
Согласно Аристотелюдуша вечна и бессмертна.
**Не знаю нужно ли:
Аристотель вывел три закона формальной логики: («отец логики»)
1. закон тождества (А есть А)
2. закон исключенного противоречия (А есть не-А)
3. закон исключенного третьего /третьего не дано/ (А или не-А истинно).
Бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются: сущность (субстанция);количество; качество; отношение; место;
время; положение; состояние; действие; страдание.
Категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
Основные проблемы и особенности средневековой философии. Патристика и схоластика.
*Философия – служанка богословия
Особенности:
- теоцентризм - главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог;
- изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
- господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении;
- сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
- человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
- провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
- выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
- выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;
- мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.
Основными принципами средневековой философии:
креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего;
провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека;
теодицея – как оправдание Бога в связи с наличие в мире зла;
символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета;
откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания.
Проблемы:
К главным проблемам, которые обсуждались в средневековой философии, относятся проблема веры и разума, доказательство бытия Бога, проблема универсалий.
Проблема соотношения веры и разума решалась авторами по-разному:
Аврелий Августин: верую, чтобы понимать. Здесь догмат веры становится фундаментом для рациональных выводов.
Пьер Абеляр: понимаю, чтобы верить. Здесь истины веры должны получать рациональное обоснование и философское истолкование. Эта позиция ведет к поглощению теологии философией.
Тертуллиан: верую, ибо нелепо. Этот вариант предполагает расхождение разума и веры, ведет к концепции двух истин. Такая позиция приводит к разрыву философии и теологии.
Вторая проблема — доказательство бытия Бога — это рациональные доводы, приводимые философами в поддержку веры, в существование Бога. Основными доводами были: онтологический довод, космологический довод, телеологический довод.
Суть онтологического довода состоит в том, что из идеи Бога как высшего существа и совершенной реальности вытекает его бытие, поскольку бытие — составная часть высшего совершенства.
Космологический довод предполагает наличие абсолютного начала мира, творца.
Телеологический довод сводится к тому, что целесообразность и порядок в мире свидетельствуют о наличии мудрого устроителя.
Третья проблема средневековой философии, особенно в период поздней схоластики, — проблема универсалий. Она состоит в определении онтологического статуса общих понятий — универсалий. Основными вариантами решения этой проблемы были номинализм, реализм и концептуализм.
С точки зрения реализма (Августин, Ансельм, Фома Аквинский), общие понятия существуют реально, самостоятельно, и вне вещей, и в вещах — как их сущности.
Согласно номинализму, универсалии возникают лишь в человеческом уме и вне его не существуют. Так считали французский философ-схоласт И. Росцелин (1050-1123/5) и английский философ У. Оккам (1285-1349).
Концептуализм считает, что общим понятиям соответствует нечто в самих вещах, но это нечто не обладает самостоятельным существованием, а выявляется в результате действия человеческого ума, в результате абстракции. К нему склонялись французский теолог-схоласт П. Абеляр и шотландский теолог-схоласт И. Дуне Скот.
В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику и схоластику.
Патристика:
(от лат. pater– отец) - совокупность учений «отцов церкви», христианских мыслителей II – III вв., один из двух основных периодов средневековой христианской философии.
Различают греческую (восточную) и латинскую (западную) патристику, а также раннюю, зрелую и позднюю.
В ранней патристике (II—III вв.), в условиях гонений на христианство и неустоявшейся догматики, выдвигаются философские аргументы в защиту христианства, определяются подходы к его философскому осмыслению.
Зрелая патристика (IV—V вв.) — время, когда христианство занимает ведущее положение в духовной жизни, утверждается догматика, в напряженной творческой атмосфере создаются основы христианской философии.
В поздней патристике (VI—VIII вв.) на первый план выходят размышления над наработанным в предыдущий период и воспринимаемым как канонический философским материалом.
Философская мысль патристики была сосредоточена на задаче постижения того, как соединяются Божественное бытие и человеческое.
Основными были для нее проблемы веры и разума; природы Бога, его триединства, Божественных атрибутов; человеческой личности, ее свободы, путей спасения души; теодицеи; исторических судеб человечества.
Схоластика, или школьная философия, — это мудрость, которой обучали в монастырских школах и университетах. Схоластика развивает далее проблематику патристики, систематизирует христианское мировоззрение.
Суть схоластики состояла не в опоре на сверхразумное созерцание Бога, а в поиске рациональных путей его познания.
Отличительные черты средневековой схоластики:
Схоластика сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии»
Природа перестает быть важнейшим предметом познания. Главное, что необходимо понять - Бога и человеческую душу
Двойственная оценка человека: «подобие Божие» и «разумное животное»
Интересное понимание проблемы души и тела
Философия Августина Аврелия (Блаженного): проблема Бога и его оправдания (теодицея), теория познания.
Западная патристика:
Бог – наивысшая сущность, только его существование вытекает из собственного естества, все остальное существует исключительно в силу его воли.
Бог есть причина существования всякого сущего и всех его проявлений, он сотворил мир и продолжает его творить (тем самым он отвергает аристотелевскую концепцию Бога как первотолчка, как перводвигателя)
Цель всякого познания – Бог, познание же переходящих вещей и явлений – ничто по сравнению с этим абсолютным познанием.
В то же время он и причина познания, вносящая свет в человеческий дух, направляющий людей к свету истины.
Бог причина всякого блага. Здесь Августин поднимает одну из главных проблем патристики – проблему теодицеи – учение, стремящееся согласовать идею всеблагого Бога и наличие в мире зла (оправдания Бога). Как может существовать зло в мире, который создал всеблагой Бог, воплощение всякого добра?
Бог не является источником зла, берущего свои истоки в злой воле. Зло – результат свободы воли, следствие отклонения человека от божественной воли, недостаток добра (возникает по воле человека)
Поэтому и все человечество, как носитель первородного греха, нуждается в помощи свыше.
Высшие решения, божественный промысел выше понимания человека: их нельзя понять, в них можно только верить
Человек – образ и подобие Бога (воля, разум и душа – от Бога)
В своём труде «О Граде Божьем» рассматривает социальные и политические проблемы: Град земной – воплощение эгоистической любви человека к себе, Град Божий (символизирующий церковь) – воплощение бескорыстной любви к Богу. Оба они находятся на земле. Но «Град Божий» не видим, к нему нужно стремиться.
Философия Фомы Аквинского: влияние аристотелизма, соотношение веры и знания, проблема души.
Представитель схоластики.
Соотношение науки и веры, веры и знания – этим вопросам уделяет большое внимание.
Задача науки – объяснение закономерностей мира. Наряду с этим он также признает возможность достижения объективного достоверного знания и отходит от позиции, согласно которой достоверной считается лишь деятельность человеческого разума.
Познание должно ориентироваться, прежде всего, на объект, т.е. вовне, но ни в коем случае не на субъективные формы мышления.
Признает объективность и истинность познания, но при этом подчёркивает, что оно не может быть всеобъемлющим, так как над философией и метафизикой по иерархической лестнице познания стоит богословие, в котором недостаточно использовать лишь естественную силу мышления.
Человек достигает знания божественных идей только путем извлечения умопостигаемого образа объекта из данных чувственного опыта.
Образы божественных идей посещают человеческий разум через 5 чувств: чувственное познание – источник всякого, а именного достоверного знания.
Рациональное знание – не комбинация чувств. Умопостигаемые образы передаются от объекта в процессе чувственного восприятия (проводник, по которому информация о вещи и её структуре поступает к субъекту познания).
Чувственное и рациональное познание выполняют важную функцию: способствуют познанию совершенных образцов, по которым сотворен весь природный мир
Душа, являясь духовной субстанцией, не отделена (по крайней мере, в её земном существовании) от тела. В этом заключается её отличие от других духовных субстанций.
Соединенная с телом душа становится его формой и лишается способности непосредственного созерцания божественного бытия.
Получить достоверное знание о сущем душа может лишь посредством чувств: в процессе чувственного восприятия душа соприкасается не только с материей вещи, но и с её формой, являющейся отголоском идеи, по образу которой эта вещь сотворена.
Истина выше разума, но вместе с тем она не противоречит ему.
Источником истины может быть лишь Бог. Аргументы, выдвигаемые против христианской веры с позиции человеческого разума, противоречат божественному разуму, перед которым человек оказывается безоружным.
Следовательно, философия должна служить теологии тем, что религиозная истина представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опровергает ложные аргументы против веры.
- Ответы на экзаменационные вопросы по философии
- 2012-2013 Год.
- 16. Основные проблемы и идеи философии Нового времени (гносеоцентризм и проблема метода научного познания).
- 17. Философия эмпиризма ф.Бэкона: идолы познания, три пути познания, метод как главный инструмент познания, индукция.
- 18. Философия рационализма р.Декарта: сомнение как принцип философствования, основные правила метода, интуиция, дедукция.
- 20. Философия и.Канта: гносеология и этика.
- 21. Метод и система философии Гегеля (понятие абсолютной идеи, принцип бытия и мышления, диалектика).
- 22. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 23. Основные идеи философии марксизма: проблема человека, материалистическое понимание истории, диалектика, теория познания.
- 24. Общая характеристика постклассической философии: основные понятия и идеи.
- 25. Иррационализм Шопенгауэра (воля к жизни, жизнь как страдание).
- 26. Философия Ницше (понятие о воли к власти, концепция сверхчеловека).
- 27. Западная философия 20 века: основные проблемы и направления.
- 28. Философия позитивизма в ее историческом развитии: от позитивизма к нео - и постпозитивизму. Принципы верификации и фальсификации.
- 29. Философия экзистенциализма: проблема сущности и существования человека, свобода, выбор, ответственность, одиночество, отчуждение.
- 30.Религиозная философия 20 века: неотомизм и христианский персонализм.
- 31. Герменевтика: основные идеи (понимание как метод, принцип герменевтического круга).
- 32. Философия постмодернизма (ризома, принцип деконструкции, текст)
- 33. Особенности русской религиозно-идеалистической философии конца 19- начала 20 века. (Соловьев, Бердяев).
- 34. Материалистическое направление в русской философии: а. И. Герцен, н. Г. Чернышевский.
- 35. Проблема бытия в философии. Формы бытия. Значение проблемы бытия для медицины.
- 36. Проблема бытия философии. Формы бытия. Значение проблемы бытия для медицины.
- 37. Движение и его свойства. Классификация форм движения материи.
- 38. Пространство и время как формы существования материи.
- 39. Предмет диалектики. Исторические формы и альтернативы
- 40. Принципы диалектики. Диалектическое и метафизическое мышление.
- 41. Основные законы диалектики и их методологическое значение для медицины.
- 42. Категории диалектики и их методологическое значение для медицины (общее и единичное, сущность и явление, причина и следствие).
- 50. Творчество и познание.
- 51. Наука и общество. Функции науки. Роль науки в решении глобальных проблем современности.
- 52. Эволюция науки, основные этапы ее развития. Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
- 53. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их формы (факт, гипотеза, проблема, теория).
- 54. Специфика научного знания. Понятия этос науки и парадигмы. Нравственная ответственность ученого.
- 55. Закономерности развития науки (традиции, новации, научные революции).
- 56. Методы научного познания.
- 57. Понятие общества в истории социально-философской мысли.
- 58. Общество как система, его свойства как системы: целостность, устойчивость, самодостаточность.
- 59. Экономическая и социальная сферы общественной жизни.
- 60. Политическая сфера жизни общества. Правовое государство и гражданское общество.
- 61. Духовная сфера общества: Общественное сознание и его структура (теоретический и обыденный уровень общественного сознания, общественная психология и идеология, формы общественного сознания).
- 62. Современные теории идеального общественного развития (к. Поппер, ф. Хайек)
- 63. Смысл и направленность исторического процесса. Типы исторической динамики и основные модели истории.
- 64. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 65. Философская антропология как направление современной западной философии (м. Шелер, х. Плеснер, а. Гелен)
- 66. Проблема человека в истории философии.
- 67. Современные проблемы философии человека (сущность и существование, телесное и духовное).
- 68. Биологическое и социальное в человеке. Проблема антропосоциогенеза.
- 69. Личность и социальные ценности. Проблема свободы и ответственности личности.
- 70. Философия о смысле и цели жизни: основные концепции.
- 71. Человек и проблема коммуникации в современном обществе
- 72. Проблема смерти и бессмертия в философии медицины.
- 73. Философия как мировоззрение и методология медицины.
- 74. Философские категории и понятия медицины: жизнь, смерть, здоровье, болезнь, норма, патология.