37. Движение и его свойства. Классификация форм движения материи.
В самом широком смысле движение в применении к материи - это «изменение вообще», оно включает в себя все происходящие в мире изменения. Представления одвижении как изменении зародились уже в древней философии и развивались по двум основным линиям - материалистической и идеалистической.
Идеалисты под движением понимают не изменения объективной реальности, а изменения чувственных представлений, идей, мыслей. Тем самым делается попытка мыслить движение без материи.
В материализме подчеркивается атрибутивный характердвижения по отношению к материи (его неотрывность от нее) и первичность движения материи по отношению к изменениям духа. Движение - атрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существуют друг без друга.
Однако в истории познания имели место попытки оторвать этот атрибут от материи.
Так, сторонники «энергетизма» - направления в философии и естествознании, возникшего в конце XIX в. - начале ХХ в. пытались все явления природы свести к видоизменениям энергии, лишенной материальной основы, т.е. оторвать движение (а энергия - общая количественная мера различных форм движения материи) от материи. Энергия при этом трактовалась как чисто духовный феномен, и эта «духовная субстанция» провозглашалась основой всего существующего. Данная концепция несовместима с законом сохранения превращения энергии, согласно которому энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает; она может только переходить из одной формы в другую. А потому движение неуничтожимо и неотрывно от материи. Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Основными из них являются:
механическое
физическое
химическое
биологическое
социальное
Впервые эту классификацию предложил Ф.Энгельс, но в настоящее время она претерпела определенную конкретизацию и уточнения. Так, сегодня есть мнения о том, что самостоятельными формами движения являются:
геологическое
экологическое
планетарное
компьютерное
В современной науке развиваются представления о том, что механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Это скорее аспект, некоторый срез, характеризующий взаимодействие нескольких таких уровней. Стало необходимым различать также квантово-механическое движение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов, макромеханическое движение макротел. Существенно обогатились представления о биологической форме движения материи. Были уточнены представления о ее первичных материальных носителях. Кроме белковых молекул, в качестве молекулярного носителя жизни были выделены кислот ДНК и РНК.
Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь, необходимо иметь в виду следующее:
Каждая форма качественно специфична, но все они неразрывно связаны и при соответствующих условиях могут переходить вдруг в друга.
Простые (низшие) формы являются основой более высоких и сложных форм. Являются побочными по отношению к высшей форме, которая обладает своими собственными закономерностями.
Высшие формы движения включают в себя в преобразованном виде низшие формы.
Недопустимо высшие формы сводить к низшим.
Так, сторонники механицизма (XVII-XIX вв.) пытались объяснить все явления природы и общества только с помощью законов классической механики.
Механицизм - форма редукционизма, согласно которому высшие формы организации (например, биологические и социальные) могут быть сведены к низшим (например, физическим или химическим) и полностью объяснены только закономерностями последних (например, социал-дарвинизм). Движение как «изменение вообще» подразделяется не только по своим основным формам, но и по типам.
Количество - это внешняя определенность предмета (его величина, объем, размер, темп); это изменение, происходящее с предметом, без коренного его преобразования (например, идущий человек).
Качество - это коренное преобразование внутренней структуры предмета, его сущности (например, куколка-бабочка, тесто-хлеб).
Особый тип движения - развитие. Под развитием понимается необратимое, поступательное, количественно-качественное изменение предмета или явления (например, жизнь человека, движение истории, развитие науки). Может иметь место усложнение структуры, повышение уровня организации предмета или явления, что обычно характеризуется как прогресс. Если же движение происходит в обратном направлении - от более совершенных форм к менее совершенным, то это регресс. Наукой о развитии в его полном виде является диалектика.
- Ответы на экзаменационные вопросы по философии
- 2012-2013 Год.
- 16. Основные проблемы и идеи философии Нового времени (гносеоцентризм и проблема метода научного познания).
- 17. Философия эмпиризма ф.Бэкона: идолы познания, три пути познания, метод как главный инструмент познания, индукция.
- 18. Философия рационализма р.Декарта: сомнение как принцип философствования, основные правила метода, интуиция, дедукция.
- 20. Философия и.Канта: гносеология и этика.
- 21. Метод и система философии Гегеля (понятие абсолютной идеи, принцип бытия и мышления, диалектика).
- 22. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 23. Основные идеи философии марксизма: проблема человека, материалистическое понимание истории, диалектика, теория познания.
- 24. Общая характеристика постклассической философии: основные понятия и идеи.
- 25. Иррационализм Шопенгауэра (воля к жизни, жизнь как страдание).
- 26. Философия Ницше (понятие о воли к власти, концепция сверхчеловека).
- 27. Западная философия 20 века: основные проблемы и направления.
- 28. Философия позитивизма в ее историческом развитии: от позитивизма к нео - и постпозитивизму. Принципы верификации и фальсификации.
- 29. Философия экзистенциализма: проблема сущности и существования человека, свобода, выбор, ответственность, одиночество, отчуждение.
- 30.Религиозная философия 20 века: неотомизм и христианский персонализм.
- 31. Герменевтика: основные идеи (понимание как метод, принцип герменевтического круга).
- 32. Философия постмодернизма (ризома, принцип деконструкции, текст)
- 33. Особенности русской религиозно-идеалистической философии конца 19- начала 20 века. (Соловьев, Бердяев).
- 34. Материалистическое направление в русской философии: а. И. Герцен, н. Г. Чернышевский.
- 35. Проблема бытия в философии. Формы бытия. Значение проблемы бытия для медицины.
- 36. Проблема бытия философии. Формы бытия. Значение проблемы бытия для медицины.
- 37. Движение и его свойства. Классификация форм движения материи.
- 38. Пространство и время как формы существования материи.
- 39. Предмет диалектики. Исторические формы и альтернативы
- 40. Принципы диалектики. Диалектическое и метафизическое мышление.
- 41. Основные законы диалектики и их методологическое значение для медицины.
- 42. Категории диалектики и их методологическое значение для медицины (общее и единичное, сущность и явление, причина и следствие).
- 50. Творчество и познание.
- 51. Наука и общество. Функции науки. Роль науки в решении глобальных проблем современности.
- 52. Эволюция науки, основные этапы ее развития. Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
- 53. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их формы (факт, гипотеза, проблема, теория).
- 54. Специфика научного знания. Понятия этос науки и парадигмы. Нравственная ответственность ученого.
- 55. Закономерности развития науки (традиции, новации, научные революции).
- 56. Методы научного познания.
- 57. Понятие общества в истории социально-философской мысли.
- 58. Общество как система, его свойства как системы: целостность, устойчивость, самодостаточность.
- 59. Экономическая и социальная сферы общественной жизни.
- 60. Политическая сфера жизни общества. Правовое государство и гражданское общество.
- 61. Духовная сфера общества: Общественное сознание и его структура (теоретический и обыденный уровень общественного сознания, общественная психология и идеология, формы общественного сознания).
- 62. Современные теории идеального общественного развития (к. Поппер, ф. Хайек)
- 63. Смысл и направленность исторического процесса. Типы исторической динамики и основные модели истории.
- 64. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 65. Философская антропология как направление современной западной философии (м. Шелер, х. Плеснер, а. Гелен)
- 66. Проблема человека в истории философии.
- 67. Современные проблемы философии человека (сущность и существование, телесное и духовное).
- 68. Биологическое и социальное в человеке. Проблема антропосоциогенеза.
- 69. Личность и социальные ценности. Проблема свободы и ответственности личности.
- 70. Философия о смысле и цели жизни: основные концепции.
- 71. Человек и проблема коммуникации в современном обществе
- 72. Проблема смерти и бессмертия в философии медицины.
- 73. Философия как мировоззрение и методология медицины.
- 74. Философские категории и понятия медицины: жизнь, смерть, здоровье, болезнь, норма, патология.