logo
Otvety_po_filosofii

33. Особенности русской религиозно-идеалистической философии конца 19- начала 20 века. (Соловьев, Бердяев).

В.С.Соловьев («Кризис западной философии», «Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве»).

Основные идеи:

Соловьев строит метафизическую систему «цельного знания», в которой онтология должна раскрыть «всеединство», гносеология - обосновать иррациональное знание, социология найти высший идеал общества.

Мир, созданный Богом, проходит три этапа:

Космогонический процесс: на этом этапе происходят превращение природы мира из хаоса в космос и подготовка условий, необходимых для появления человека.

Исторический процесс: с появлением человека начинается внутреннее преображение космоса, человек - посредник в воссоединении ее с Богом, «связующее звено между божественным и природным миром». Его задача - в преодолении всех проявлений зла и несовершенства мира. Нравственный смысл жизни человека - служение Добру. Идеал совершенного человека есть - это Иисус Христос. Через человека идет путь возвышения бытия: мертвая материя одухотворятся, становится живой.

Богочеловеческий процесс: история человечества движется к Царству Божиему - преображению и воссоединению с Богом. И указывает этот путь Иисус Христос, соединяющий божественное и человеческое начала в себе. В центре истории стоит божественная личность Христа. Богочеловек побеждает смерть и приобщает мир к вечной жизни. Соединение человека и мира с Богом возможно только в Христе и через него - в Церкви (теле Христовом). Бог есть любовь и воссоединение с ним человека и мира возможно только через любовь. Любовь должна осуществить тройное воссоединение: восстановить индивидуального человека - союз мужчины с женщиной; восстановить общественного человека, присоединяя его к обществу; восстановить универсального человека, его внутреннее живое единение со всей природой мира. И окончательное воссоединение человека и мира с Богом - «в любви, через любовь с любовью».

Н.А.Бердяев («Дух и реальность», «О назначении человека.Опыт парадоксальной этики», «О рабстве и свободе человека») - прошел путь от марксиста до религиозного философа. 

Основные идеи его философской концепции: