32. Философия постмодернизма (ризома, принцип деконструкции, текст)
Постмодернизм — сложное, достаточно эклектичное и неоднородное явление, возникшее в западноевропейской культуре последней четверти XX века. Первые идеи постмодернистского толка актуализировались в конце 60-х годов и были связаны с критической рефлексией социокультурных и философских контекстов современной цивилизации. В буквальном смысле слова "постмодернизм" — это то, что следует за современной эпохой, за модернизмом, и связано с осмыслением стилевых изменений в европейской художественной культуре. Но только в 80-х годах термин "постмодернизм" укореняется и приобретает статус общеупотребимого понятия.
Основными понятиями постмодернизма является ризома, текст, деконструкция.
Понятие текста расширяется в постмодернизме до бесконечности, в качестве текста рассматривается сам человек, сознание человека и культура, творцом и продуктом которой является человек. К тексту культуры относятся не только вербальные тексты, но и видеокоды: языки архитектуры, рекламы, кино, живописи, языки массовой коммуникации. Важно то, что «каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат» (Р. Барт). Таким образом, постмодернистский тип мышления является «цитатным» мышлением, когда присутствует понимание того, что все уже было сказано раньше, а сейчас мы лишь находим разные сочетания культурных цитат. Текст культуры – это сплетение художественных, философских и религиозных текстов, научных данных и вымыслов. Тексты очерчивают мировую рамку культуры и становятся ее самостоятельными ценностями, они служат ориентирами в человеческом мире, все понимается через текст, его интерпретацию и коммуникацию. Пространство текста задается постмодернизмом как то пространство, где субъект и объект изначально растворены друг в друге: человек как носитель культурных языков погружен в языковую текстуальную среду. Культура как многомерный текст, основанный на равновероятности и равноценности всех составляющих элементов, базируется на случайности, мир при этом принимает образ лабиринта. Деконструкция в мире-лабиринте становится особой стратегией понимания, выражающейся в преодолении любых оппозиций мышления и метафизики присутствия изначальных смыслов.
Важное место в концепции «постмодерна» занимает деконструкция, теория которой была развита французским философом Ж. Деррида. Главной целью деконструкции является критика основополагающих концептов традиционной философии – «присутствия», «действительности», «тождества», «истины». Предполагается, что рациональное в культуре поддерживается постоянным вытеснением из его сферы «мешающих» элементов, немыслимого. Данное вытеснение Ж. Деррида обозначает как «логоцентризм» (преобладание разума), под которым понимается озабоченность рациональностью, логикой и «словом», что весьма характерно для философской традиции Запада. Одной из целей деконструкции выступает критическое преобразование логоцентризма.
- Ответы на экзаменационные вопросы по философии
- 2012-2013 Год.
- 16. Основные проблемы и идеи философии Нового времени (гносеоцентризм и проблема метода научного познания).
- 17. Философия эмпиризма ф.Бэкона: идолы познания, три пути познания, метод как главный инструмент познания, индукция.
- 18. Философия рационализма р.Декарта: сомнение как принцип философствования, основные правила метода, интуиция, дедукция.
- 20. Философия и.Канта: гносеология и этика.
- 21. Метод и система философии Гегеля (понятие абсолютной идеи, принцип бытия и мышления, диалектика).
- 22. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 23. Основные идеи философии марксизма: проблема человека, материалистическое понимание истории, диалектика, теория познания.
- 24. Общая характеристика постклассической философии: основные понятия и идеи.
- 25. Иррационализм Шопенгауэра (воля к жизни, жизнь как страдание).
- 26. Философия Ницше (понятие о воли к власти, концепция сверхчеловека).
- 27. Западная философия 20 века: основные проблемы и направления.
- 28. Философия позитивизма в ее историческом развитии: от позитивизма к нео - и постпозитивизму. Принципы верификации и фальсификации.
- 29. Философия экзистенциализма: проблема сущности и существования человека, свобода, выбор, ответственность, одиночество, отчуждение.
- 30.Религиозная философия 20 века: неотомизм и христианский персонализм.
- 31. Герменевтика: основные идеи (понимание как метод, принцип герменевтического круга).
- 32. Философия постмодернизма (ризома, принцип деконструкции, текст)
- 33. Особенности русской религиозно-идеалистической философии конца 19- начала 20 века. (Соловьев, Бердяев).
- 34. Материалистическое направление в русской философии: а. И. Герцен, н. Г. Чернышевский.
- 35. Проблема бытия в философии. Формы бытия. Значение проблемы бытия для медицины.
- 36. Проблема бытия философии. Формы бытия. Значение проблемы бытия для медицины.
- 37. Движение и его свойства. Классификация форм движения материи.
- 38. Пространство и время как формы существования материи.
- 39. Предмет диалектики. Исторические формы и альтернативы
- 40. Принципы диалектики. Диалектическое и метафизическое мышление.
- 41. Основные законы диалектики и их методологическое значение для медицины.
- 42. Категории диалектики и их методологическое значение для медицины (общее и единичное, сущность и явление, причина и следствие).
- 50. Творчество и познание.
- 51. Наука и общество. Функции науки. Роль науки в решении глобальных проблем современности.
- 52. Эволюция науки, основные этапы ее развития. Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
- 53. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их формы (факт, гипотеза, проблема, теория).
- 54. Специфика научного знания. Понятия этос науки и парадигмы. Нравственная ответственность ученого.
- 55. Закономерности развития науки (традиции, новации, научные революции).
- 56. Методы научного познания.
- 57. Понятие общества в истории социально-философской мысли.
- 58. Общество как система, его свойства как системы: целостность, устойчивость, самодостаточность.
- 59. Экономическая и социальная сферы общественной жизни.
- 60. Политическая сфера жизни общества. Правовое государство и гражданское общество.
- 61. Духовная сфера общества: Общественное сознание и его структура (теоретический и обыденный уровень общественного сознания, общественная психология и идеология, формы общественного сознания).
- 62. Современные теории идеального общественного развития (к. Поппер, ф. Хайек)
- 63. Смысл и направленность исторического процесса. Типы исторической динамики и основные модели истории.
- 64. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 65. Философская антропология как направление современной западной философии (м. Шелер, х. Плеснер, а. Гелен)
- 66. Проблема человека в истории философии.
- 67. Современные проблемы философии человека (сущность и существование, телесное и духовное).
- 68. Биологическое и социальное в человеке. Проблема антропосоциогенеза.
- 69. Личность и социальные ценности. Проблема свободы и ответственности личности.
- 70. Философия о смысле и цели жизни: основные концепции.
- 71. Человек и проблема коммуникации в современном обществе
- 72. Проблема смерти и бессмертия в философии медицины.
- 73. Философия как мировоззрение и методология медицины.
- 74. Философские категории и понятия медицины: жизнь, смерть, здоровье, болезнь, норма, патология.