55. Закономерности развития науки (традиции, новации, научные революции).
Проблема научных традиций всегда привлекала внимание ученых и философов науки, но только Т. Кун (один из лидеров современной постпозитивистской философии науки) впервые рассмотрел традиции как основной конституирующий фактор развития науки. Он обосновал, казалось бы, противоречивый феномен: традиции являются условием возможности научного развития. Наука развивается в рамках традиции. И, как показал Кун, традиция не только не тормозит это развитие, но выступает в качестве его необходимого условия.
Концепцию Куна пытаются усовершенствовать отечественные философы науки. Так, по способу существования можно выделить вербализованные (существующие в виде текстов) и невербализованные (не выразимые полностью в языке, неявное знание) традиции. Неявное знание — это такое знание, которое принципиально не может быть четко и полно выражено с помощью вербального языка.
Неявные знания передаются на уровне образцов от учителя к ученику, от одного поколения ученых к другому. М. А. Розов выделяет два типа образцов в науке: а) образцы действия и б) образцы-продукты. Образцы действия предполагают возможность продемонстрировать технологию производства предмета. Можно показать, как делают, например, нож и др.
Но показать технологию «производства» аксиом той или иной научной теории, дать «рецепт» построения удачных классификаций еще никому не удалось. Дело в том, что аксиомы, классификации — это некие образцы продуктов, в которых глубоко скрыты схемы действия, с помощью которых они получены. Так, никто не знает, как Евклид создал свои «Начала», ибо он не дал никаких разъяснений по этому поводу. Он оставил потомкам готовый образец продукта, и теперь можно только пытаться реконструировать процесс создания «Начал».
Каждая научная традиция имеет свою сферу применения и распространения. Поэтому можно выделять традиции специально-научные и общенаучные. Но проводить резкую грань между ними трудно. Дело в том, что специально-научные традиции, на которых базируется та или иная конкретная наука, например, физика, химия, биология и т. д., могут одновременно выступать и в функции общенаучной традиции.
Возникновение нового знания. Для уточнения понятия «новация» М. А. Розов выделяет незнание и неведение. Незнание предполагает возможность сформулировать задачу исследования того, чего мы не знаем. В сфере незнания ученый знает, чего он не знает, а потому может сказать: «Я не знаю того-то», например, причины какого-то уже известного физического или культурного явления, каких-то уточняющих сущность явления характеристик и т. д. И когда причины и уточняющие характеристики явлений будут выявлены, можно говорить о появлении нового знания в науке.
Неведение, в отличие от незнания, можно высказать только в форме утверждения «я не знаю, чего не знаю». Действительно, трудно представить ситуацию, когда кто-то бы из ученых ставил задачу открыть то, что никому до сих пор не было известно. Когда астрофизики не знали ничего о «черных» дырах, никто из них не мог поставить вопрос об их существовании. Только когда этот феномен был открыт, возникла возможность говорить о нем в терминах незнания: «Я не знаю того-то и того-то, что относится к данному феномену».
И, тем не менее, ученые выходят в сферу неведения и делают открытия таких явлений, процессов, о которых никто до этого не догадывался. Многие из таких открытий являются провозвестниками научных революций, т.е. принципиальных сдвигов в науке
На вопрос, как преодолевается неведение, т.е. как совершаются открытия принципиально нового в науке, дает ответ отечественный философ М. А. Розов, предлагая несколько концепций.
Концепция «пришельцев» (самая распространенная). Смысл этой концепции прост: в какую-то науку приходит ученый из другой научной области. Не связанный традициями новой для себя науки, «пришелец» начинает решать ее задачи и проблемы с помощью методов своей «родной» науки. В итоге, он работает в традиции, но примененной к новой области. Как правило, успех сопутствовал тем ученым, которые совершали «монтаж» методов той науки, в которую «пришелец» внедрился, и той, из которой он пришел. На примере Пастера М. Розов показал, что успех ученого был обусловлен комбинированием традиций химии и биологии.
Концепция побочных результатов исследования. Работая в традиции, ученый иногда случайно получает какие-то побочные результаты и эффекты, которые им не планировались.Заметить не планируемые, а потому непреднамеренные побочные эффекты ученый может только в силу их необычности для той традиции, в. которой он работает. «Необычность» требует объяснения, что предполагает выход за узкие рамки одной традиции в пространство совокупности сложившихся в данную эпоху научных традиций.
Концепция «движения с пересадками». Побочные результаты, непреднамеренно полученные в рамках одной из традиций, будучи для нее «бесполезными», могут оказаться очень важными для другой традиции.
Рассмотренные примеры получения нового научного знания свидетельствуют о важнейшей роли научных традиций. Можно сказать, чтобы сделать открытие, надо хорошо работать в традиции. Новаций не бывает вне традиций.
Понятие «революция» свидетельствует о радикальных качественных изменениях в мире знания, о перестройке оснований науки.
Как показывают исследователи, научная революция может протекать двояко:
– вызывать трансформацию специальной картины мира без изменения идеалов и норм исследования;
– осуществлять радикальные изменения и в картине мира, и в системе идеалов и норм науки.
Предпосылкой любой научной революции являются факты, которые не могут быть объяснены имеющимися научными средствами и указывают на противоречия существующей теории. Когда аномалии, проблемы и ошибки накапливаются и становятся очевидными, развивается кризисная ситуация, которая и приводит к научной революции. В результате научной революции возникает новая объединяющая теория (парадигма), способная объяснить и устранить ранее имеющиеся противоречия.
Известный философ науки Томас Кун в своей книге «Структура научных революций» (1962) обосновал модель развития науки:
Революционные периоды приводят к изменению структуры науки, принципов познания, категорий, методов и форм организации. История развития науки позволяет утверждать, что периоды спокойного, нормального развития науки отражают ситуацию преемственности традиций, когда все научные дисциплины развиваются в соответствии с установленными закономерностями и принятой системой предписаний. «Нормальная наука» означает исследования, прочно опирающиеся на прошлые или имеющиеся научные достижения и признающие их в качестве фундамента последующего развития. Ученые не ставят задачи создания принципиально новых теорий. «Нормальная наука» развивается, накапливая информацию, уточняя известные факты.
Каждая научная революция открывает новые закономерности, которые не могут быть поняты в рамках прежних представлений. Научная революция значительно меняет историческую перспективу исследований и влияет на структуру учебников и научных работ, затрагивает стиль мышления и может по своим последствиям выходить далеко за рамки своей области. Научные революции рассматриваются как некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой.
Симптомами научной революции кроме явных аномалий являются кризисные ситуации в объяснении и обосновании новых фактов, борьба старого знания и новой гипотезы. Научная революция – это не одномоментный акт, а длительный процесс, сопровождающийся радикальной перестройкой и переоценкой всех ранее имевшихся факторов. Изменяются не только стандарты и теории, но и средства исследования. Научная революция является выражением движущей силы научного прогресса.
- Ответы на экзаменационные вопросы по философии
- 2012-2013 Год.
- 16. Основные проблемы и идеи философии Нового времени (гносеоцентризм и проблема метода научного познания).
- 17. Философия эмпиризма ф.Бэкона: идолы познания, три пути познания, метод как главный инструмент познания, индукция.
- 18. Философия рационализма р.Декарта: сомнение как принцип философствования, основные правила метода, интуиция, дедукция.
- 20. Философия и.Канта: гносеология и этика.
- 21. Метод и система философии Гегеля (понятие абсолютной идеи, принцип бытия и мышления, диалектика).
- 22. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 23. Основные идеи философии марксизма: проблема человека, материалистическое понимание истории, диалектика, теория познания.
- 24. Общая характеристика постклассической философии: основные понятия и идеи.
- 25. Иррационализм Шопенгауэра (воля к жизни, жизнь как страдание).
- 26. Философия Ницше (понятие о воли к власти, концепция сверхчеловека).
- 27. Западная философия 20 века: основные проблемы и направления.
- 28. Философия позитивизма в ее историческом развитии: от позитивизма к нео - и постпозитивизму. Принципы верификации и фальсификации.
- 29. Философия экзистенциализма: проблема сущности и существования человека, свобода, выбор, ответственность, одиночество, отчуждение.
- 30.Религиозная философия 20 века: неотомизм и христианский персонализм.
- 31. Герменевтика: основные идеи (понимание как метод, принцип герменевтического круга).
- 32. Философия постмодернизма (ризома, принцип деконструкции, текст)
- 33. Особенности русской религиозно-идеалистической философии конца 19- начала 20 века. (Соловьев, Бердяев).
- 34. Материалистическое направление в русской философии: а. И. Герцен, н. Г. Чернышевский.
- 35. Проблема бытия в философии. Формы бытия. Значение проблемы бытия для медицины.
- 36. Проблема бытия философии. Формы бытия. Значение проблемы бытия для медицины.
- 37. Движение и его свойства. Классификация форм движения материи.
- 38. Пространство и время как формы существования материи.
- 39. Предмет диалектики. Исторические формы и альтернативы
- 40. Принципы диалектики. Диалектическое и метафизическое мышление.
- 41. Основные законы диалектики и их методологическое значение для медицины.
- 42. Категории диалектики и их методологическое значение для медицины (общее и единичное, сущность и явление, причина и следствие).
- 50. Творчество и познание.
- 51. Наука и общество. Функции науки. Роль науки в решении глобальных проблем современности.
- 52. Эволюция науки, основные этапы ее развития. Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
- 53. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их формы (факт, гипотеза, проблема, теория).
- 54. Специфика научного знания. Понятия этос науки и парадигмы. Нравственная ответственность ученого.
- 55. Закономерности развития науки (традиции, новации, научные революции).
- 56. Методы научного познания.
- 57. Понятие общества в истории социально-философской мысли.
- 58. Общество как система, его свойства как системы: целостность, устойчивость, самодостаточность.
- 59. Экономическая и социальная сферы общественной жизни.
- 60. Политическая сфера жизни общества. Правовое государство и гражданское общество.
- 61. Духовная сфера общества: Общественное сознание и его структура (теоретический и обыденный уровень общественного сознания, общественная психология и идеология, формы общественного сознания).
- 62. Современные теории идеального общественного развития (к. Поппер, ф. Хайек)
- 63. Смысл и направленность исторического процесса. Типы исторической динамики и основные модели истории.
- 64. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 65. Философская антропология как направление современной западной философии (м. Шелер, х. Плеснер, а. Гелен)
- 66. Проблема человека в истории философии.
- 67. Современные проблемы философии человека (сущность и существование, телесное и духовное).
- 68. Биологическое и социальное в человеке. Проблема антропосоциогенеза.
- 69. Личность и социальные ценности. Проблема свободы и ответственности личности.
- 70. Философия о смысле и цели жизни: основные концепции.
- 71. Человек и проблема коммуникации в современном обществе
- 72. Проблема смерти и бессмертия в философии медицины.
- 73. Философия как мировоззрение и методология медицины.
- 74. Философские категории и понятия медицины: жизнь, смерть, здоровье, болезнь, норма, патология.