24) Материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
Материализм – направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук. Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции.ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
Жан Мелье – священник по профессии, в процессе жизни пришедший к атеизму, философ-материалист: - не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога )- не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души; - считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции – материи; - материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству – движения; - познание – отражение материи самой материей; - источником большинства знаний являются чувства; выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности; в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни. Взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.
Жюльен Ламерти - полностью отвергал идеализм и теологию; - считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единственной субстанции – материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;- душа, сознание, чувства, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи; - поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге; - выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств;- считал частную собственность гарантией свободы человека; - идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм».
Дени Дидро– один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. Признавал материю единственно существующей субстанцией; - движение объяснял таким свойством материи, как разнородность; - отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи; - идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.
Значение философии французских философов-материалистов: - четко выделили два ведущих философских направления – материализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»); - освободили философию от многих религиозных предрассудков; - дали более реалистическое определение субстанции – материя; - выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя; - подвергли критике доопытное, сверхчувственное («чистое») знание; - обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);- обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи;- обосновали идеи социальной справедливости; -идеологически подготовили Великую французскую революцию.
- Предмет философии и ее структура
- 2.Философия и мировоззрение
- 3.Основные направления в философии.
- 4)Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
- 5.Философия в Древней Индии
- Неортодоксальные школы.
- 6. Философские учения в Древнем Китае.
- 7. Античная философия доклассического периода
- 8.Философия и личность Сократа. Сократовская диалектика и критика софистов
- 9) Философия Платона. Элементы учения
- 11) Философские школы позднего эллинизма ( эпикуреизм , стоицизм , скептицизм).
- 12) Особенности и основные проблемы средневековой философии
- 13)Апологетика и патристика учение августина блаженного
- 14 )Фома Аквинский как великий систематизатор схоластики
- 15. Общие понятия арабо-исламской философии
- 18) Натурфилософия
- 19) Особенности философии нового времени
- 20) Философский эмпиризм Беккона гобса и локка
- 21) Философский рационализм декарта
- 22. Субъективный идеализм и агностицизм Беркли и Юма
- 23)Философия просвещения
- 23)Философия просвещения
- 24) Материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
- 25. Теория познания и. Канта. Этика Канта.
- 26. Субъективный идеализм философии и. Г. Фихте и натурфилософия, философия тождества ф. Шеллинга.
- 28. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 29) Философия марксизма
- 32)Иррационализм.
- Трансрациональные области объективно-идеалистических мировоззрений
- Арациональные воззрения в иррационализме
- 33) Фмлософия п.Я. Чаадаева славянофилы и западники
- 34) Русский космизм
- 35) Материалистическая тенденция в русской философии
- 36)Философия русского Зарубежья.
- 38. Материя и ее связь с движением.Современные представления о материи
- 39. Явление и сущность, их взаимосвязь.
- 40. Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.
- 41.Структура сознания.
- 42. Сущность познания. Принципы научной теории познания. Критика агностицизма
- 43. Чувственное и рациональное познание
- 44. Концепция истины в филосрфии
- 45. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 46)Законы диалектики
- 47)Общество как саморазвивющаюся система
- 48)Развитие общества как естественно-исторический процесс
- 49) Влияние географической среды и демографического фактора на развитие общества и концепции ноосферы
- 50) Природа как предмет философского осмысления
- 51) Проблема происхождения и эволюции человека
- 52)Поиски сущности человека в философии
- 53. Проблема смысла и направленности исторического процесса в философии
- 54. Предмет философии религии
- 55. Ценности, их природа и принципы классификации
- 56. Нравственные и эстетические ценности. Религиозные ценности. Свобода совести.
- 57. Человек как творческое и деятельное существо. Человек и свобода. Смыслы человеческого бытия
- Феномен внутренней свободы
- 59. Происхождение и природа техники. Технические инаучно-технические революции.
- 60. Глобальные проблемы и их классификация.