logo search
философия ответы

23)Философия просвещения

Родина идей Просвещения — Англия конца XVII в., но особого взлета она достигли во Франции в XVIII в. Философы-просветители выступали за совершенствование общества и человека под лозунгами торжества науки и прогресса. Они выступали за распространение знаний, за продуманное воспитание человека, который, по своей природе добр и его пороки обусловлены пороками общества. Отличая просвещенную элитарную часть общества от непросвещенной (народа), эти мыслители считали своей важнейшей заботой его просвещение и воспитание. Деятели Просвещения в Англии и во Франции культивировали культ разума, критиковали феодальные пережитки, отстаивали свободу научного и философского мышления, разоблачали различного рода суеверия и предрассудки. В плеяде наиболее видных представителей французского ПросвещенияВольтер, Жан Жак Руссо, Дидро, Жан Батист Д’Алам-бе,. Вольтер и Монтескье были представителями первого поколения просветителей, стоящих у истоков Французского Просвещения. В 40-е г. XVIII в., когда развитие естественных наук, художественной литературы, драматургии, философии перерастает в обширное движение духовной жизни, просветительская мысль во Франции достигает своего расцвета. В этот период формируется мировоззрение второго поколения просветителей — Ж.-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Э. Кондильяка, Ж.. Кондорсе. Можно выделить некоторые отличительные черты философии французского Просвещения: четко выраженная антиклерикальная направленность,- неразрывная связь философских воззрений просветителей с достижениями естествознания; направленность философских взглядов просветителей на изменение социальной действительности в интересах прогресса и «улучшения гражданского общества». Французские Просветители поставили задачу освобождения человеческого разума от фанатичных религиозных суеверий. Это вызвано тем, что в дореволюционной Франции католическая церковь была одной из самых мощных организаций. Большое внимание просветители уделяли обоснованию материалистической концепции природы. Эта концепция стала одной из центральных в труде «Система природы» Поля Гольбаха Центральное место в философии Французского Просвещения заняла проблема человека. Ее решение было различным у просветителей — деистов. Деисты — представители учения, которое признавало Бога в качестве творца Вселенной, но отрицало его дальнейшее вмешательство в дела природы. Деисты отвергали церковную веру в чудеса и выступали в защиту просвещения. Деизм - направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Вольтер : • выступ Монтескье • выступал с позиций деизма — видел в Боге создателя, но отвергал Его возможность вмешиваться в дела людей и процессы природы; • видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности; • отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе; • считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения; • видел влияние климата и географии на устройство общества ; • выдвинул идею "разделения властей" — то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную; выступал за верховенство закона. Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство современных демократических государств: • идея приоритета закона; • идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. . Философия Французского Просвещения подготовила духовные основы Французской буржуазной революции 1789—1794 гг. Выдвинула и обосновала такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм, сумела утвердить на долгие десятилетия веру в прогресс, в возможность переустройства общества .