Тема 10. Социально-историческое развитие: механизмы и субъекты
Логика всемирной истории как предмет философского осмысления. Христианская философия истории. Философия истории Нового времени (Дж. Вико, И. Гердер, Гегель). Философия истории ХХ века (К. Ясперс, А.Дж. Тойнби). Динамика общественных отношений: неравномерность, системность, естественноисторический характер. Типы социальной динамики: циклический, линейный, спиралевидный. Социальные противоречия и социальный антагонизм. Эволюционное и революционное в историческом процессе. Новации и преемственность в социальном развитии. Многомерность социального развития. Необходимость и случайность, возможность и действительность в истории. Формационное, цивилизационное и социокультурное измерение исторического процесса. Культура как способ существования человека в истории. Культура и цивилизация; критерии их типологии. Многообразие культур и цивилизаций (К. Маркс, О. Шпенглер, М. Вебер, А. Тойнби). Концепции технологического детерминизма.
Проблема движущих сил истории. Объективная и субъективная стороны социальных процессов. Волюнтаризм и фатализм. Законы общественного развития и механизм их реализации. Роль народных масс, элит и личностей в историческом процессе. Исторический выбор и его реализация.
Общественный прогресс и его критерии.
- Содержание курса
- Тема 1. Философия: смысл и предназначение
- Часть I. Историко-философское введение
- Тема 2. Философия Древнего мира
- Тема 3. Античная философия
- Тема 4. Средневековая философия
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения
- Тема 6. Западноевропейская философия XVII-XVIII вв.
- Тема 7. Немецкая классическая философия
- Тема 8. Западноевропейская философия XIX века
- Тема 9. Основные идеи и принципы философии марксизма
- Тема 10. Формирование современной философии: мировоззренческие типы западноевропейской и русской философии конца XIX – нач. XX вв.
- Тема 11. Современная западная философия
- Часть II. Систематическая философия
- Тема 1. Учение о бытии (онтология)
- Тема 2. Сознание как философская проблема. Общественная сущность сознания
- Тема 3. Учение о познании (гносеология)
- Тема 4. Наука. Методы и формы научного познания
- Тема 5. Социальное познание
- Тема 6. Учение о развитии. Законы и категории диалектики
- Тема 7. Учение об обществе
- Тема 8. Экономическое бытие общества
- Тема 9. Социальное бытие общества
- Тема 10. Социально-историческое развитие: механизмы и субъекты
- Тема 11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Тема 13. Философия человека: существование и проблема смысла жизни (4 часа)
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Дополнительная литература
- Экзаменационные Вопросы
- Примерное содержание
- Кто “создает” мировоззрение? Все ученые? Философы? Деятели культуры? Религиозные проповедники? Каждый человек?
- Категории, понятия