logo search

Философия Платона. Представление об идеальном государстве

Общие представления об идеальном государстве. Как было замечено выше, IV в до н.э. ознаменовался тем, что кризис полисной системы в Греции являлся несомненным фактом. Пытаясь разрешить вставшие перед полисом проблемы, Платон предлагает свою концепцию переустройства государства, уделяя при этом особое внимание разрешению наиболее острых социальных проблем.

В основе идей мыслителя о воспитании лежало положение о жесткой социальной стратификации, однако, существующая действительность резко расходилась с его воззрениями. Платон рисовал идеальное государство во главе с философами, которых защищают воины и которым в свою очередь все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники. Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием.

По его разъяснению каждому гражданину справедливость отводит особое занятие и положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоническое целое. Наилучшая государственная система должна обладать рядом черт нравственной, экономической и политической организации, которые вместе обеспечивают решение самых важных задач. Во-первых, такое государство должно обладать силой собственной организации и средствами ее зашиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения. Во-вторых, оно должно осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами.

В-третьих, оно должно руководить духовной деятельностью и творчеством. Выполнение всех этих трех задач означало бы осуществление идеи блага как высшей идеи, правящей миром. Устройства государства, противоположные идеализированному Платоновскому. Своему идеальному аристократическому государственному устройству Платон противопоставляет четыре других.

трактате Государство Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств заключена в господстве корыстных интересов, обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке ухудшения государственности, извращения совершенного типа, нарастания корыстных интересов в их строе. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты совершенного строя.

Она появляется, когда появляется частная собственность на землю и дома, происходит превращение свободных в рабов. Это ведет к вырождению идеальной аристократии и возникновении тимократии. Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому что там уже нет подобного рода простосердечных и прямых людей, там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что попроще скорее рожденных для войны, чем для мира, там будут в чести военные уловки и ухищрения, ведь это государство будет вечно воевать.

Люди этого государства отличаются жадностью, грубостью и сребролюбием. Удовольствиям, пишет Платон, они предаются втайне, убегая от закона, как дети от старого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение. Платону ненавистны войны, особенно между эллинами. У людей уже заметно стремление к обогащению, и при участии жен спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

Олигархия строй, основывающийся на имущественном цензе. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых и бедных, которые не участвуют в управлении и которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. В этом государстве как бы два государства одно - бедняков, другое богачей. У бедных появляется ненависть к бездельникам-богатым, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии Демократия. Демократия, на мой взгляд пишет Платон осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию. В этом государстве будет полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь.

таком обществе к власти может придти человек, который не имеет способности к управлению и не добродетелен, но ему оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе.

Однако, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, она ещ более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана.

Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство. Тирания наихудший тип государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, очищения государства от всех тех, кто мужественен, великодушен, богат.