32.Французский материализм18 века: основные идеи, представители
Французские материалисты утверждали в своих работах вечность и несотворимость всего материального мира. Причем мир этот мыслился бесконечным не только во времени, но и в пространстве. Важнейшим свойством материи они рассматривали движение. Движение определялось ими как способ существования материи, необходимо вытекающий из самой ее сущности. В этом тезисе французские материалисты идут дальше Б.Спинозы полагавшего, что материя сама по себе пассивна.
Более того, французские материалисты предвосхитили некоторые положения эволюционного учения. Именно с процессом изменения и развития они связывали появление реального многообразия материального мира. Они утверждали, что человек как биологический вид имеет свою историю становления (Д.Дидро). Развитие французские материалисты связывали прежде всего с усложнением организации материальных объектов. В частности, с этих позиций они раскрывали природу сознания и мышления. Мышление и ощущение они представляли как свойство материи, возникшее в результате усложнения ее организации (К.Гельвеций, Д.Дидро).
Французские материалисты утверждали, что все в природе взаимосвязано и среди взаимосвязей выделяли причинно-следственные связи. Они доказывали, что природа подчинена объективным законам и что эти законы полностью определяют все изменения в ней. Природа представлялась им как царство одной лишь необходимости; случайность в самой природе отвергалась. Этот детерминизм, будучи распространенным на общественную жизнь, подводил их к фатализму, т.е. к убеждению, что и в нашей жизни (жизни человека) все уже предопределено объективными законами и судьба наша от нас не зависит. Здесь они были, по-видимому, в плену механистического детерминизма Лапласа, полагавшего, что все изменения, все события в этом мире жестко определяются фундаментальными законами механики: все разложимо на материальные точки и их движение, и потому все подчинено механике.
И все же следует отметить, что это следование Лапласу не было безоглядным. Д.Дидро, в частности, в одной из своих работ высказывает сомнение в том, что движение можно свести лишь к перемещению в пространстве.
Французские материалисты утверждали познаваемость мира. При этом основой познания они рассматривали опыт и показания органов чувств, т.е. развивали идеи сенсуализма и эмпиризма XVII века (Ф.Бэкон, Д.Локк и др.). Познание они определяли как процесс отражения в нашем сознании, в наших знаниях реальных явлений действительности.
Утверждение материалистических идей французские материалисты совмещали с резкой критикой религии и церкви. Они отвергали идею существования бога, доказывали иллюзорность идеи бессмертия души и идеи сотворения мира. Церковь и религия, полагали они, дезориентирует массы и тем самым служат интересам короля и дворянства.
- Основные школы и идеи античной философии
- Философы милетской школы и Гераклид об основах мироздания
- Элейская школа - проблема бытия его характеристик.
- Зенон и его апории
- Пифагор и проблема числа
- Атомизм Левкиппа и Демокрита
- Основные положения философского учения Сократа
- Объективный идеализм Платона. Онтология и теория познания.
- Философия Платона. Представление об идеальном государстве
- Общая характеристика философии Аристотеля.
- Учение Аристотеля о бытии. 4 причины
- Средневековая философия. Основные характеристики и этапы
- 2 Ховастика (обычно обозначается философия, преподававшаяся в школах средних веков, соединяющая христианство с логическими рассуждениями) (8-15вв)Представители: Боэций и Фома Аквинский.
- Номинализм, реализм, концептуализм о природе универсалий.
- Учение Филона Александрийского
- 20. Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский.
- 2. Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:
- Философия Фомы Аквинского
- Совокупность черт Античной и Средневековой философии
- 24.Понятие о субстанции в философии Нового времени.
- 25. Эмпиризм,рационализм,сенсуализм:представители,идеи.
- 26.Философия ф.Бэкона.
- 27. Учение о методе и познании р.Декарта
- 28. Монадология Лейбница. Учение о познании.
- 29.Философия Спинозы
- 30. Философия д.Локка.
- 31.Философия т.Гоббса.
- 32.Французский материализм18 века: основные идеи, представители
- 33.И.Кант:основные идеи и категории теории познания
- 34.И.Кант:учение о нравственности.
- 35.Учение Гегеля об абсолютной идее и этапах развития
- 36.Гегель:логика и философия природы
- 37.Философия духа Гегеля.
- 38. Учение л.Фейербаха о человеке и религии
- 40.Основные этапы развития русской философии
- 41.Славянофилы и западники
- 42.Религгиозная философия Соловьева
- 43.Философия Бердяева н.А
- 44.Русский космизм
- 45.Основные направления и представители западной философии xXвека
- 46.Позитивизм
- 47.Прагматизм
- 48.Философия ф.Ницше
- 50.З.Фрейд и к.Юнг о проблемах бессознательного
- 51.Философские взгляды э.Фромма
- 52.Понятие бытия и его виды
- 1) Материалистической. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемое как объективная реальность, которая существовала до них и от них не зависит;
- 2) Идеалистической. Бытие второй природы, цивилизации. Оно двойственно, так как, с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой - в них вложены сознание и душа человека.
- 53.Материя,движение,пространство,время,системность.
- 54.Понятие сознания в философии. Структурные элементы сознания.
- 55.Самосознание. Основные категории гносеологии.
- 56.Уровни и способы познания реальности. Познавательное отношение. Объект и субъект познания.
- 57.Понятие истины. Основные свойства.
- 58.Понятие общества в философии.
- 59.Понятие человека в философии.
- 60.Понятие личности. Социализация. Свобода и ответственность личности.