logo

38. Учение л.Фейербаха о человеке и религии

Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:  • единственно существующими реальностями являются природа и человек;  • человек является частью природы;  • человек есть единство материального и духовного;  • человек должен стать главным интересом философии;  • идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;  • Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог — плод воображения человека (порождение его сознания)  • природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;  • все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.  Основной чертой материализма Фейербаха был антропологизм – понимание человека как высшего продукта природы, рассмотрение его в неразрывном единстве с ней. По Фейербаху, именно природа должна была стать основой новой философии, раскрывающей земную сущность человека. Природа наделила его разумом и чувствами, зависящими от биологической составляющей; но все же несводимыми чисто к физиологии. Фейербах говорит о сущности человека, подразумевая мышление. Человек отчуждает свою сущность. Это отчуждение создает у него идею Бога. Человек становится рабом Божьим. Задача философии: возвращение человека к его собственной сущности. Необходимо реализовать эту сущность по отношению к другому.  Среди чувств человека Фейербах особенно выделял любовь, имея в виду ее нравственную, нематериальную составляющую. Бог – это отношение любви, связывающее одного человека с другим. Эта связь рождает религию. Тайна теологии заключается в антропологии. Главный принцип религии – вера в человека. Человек рассматривается как мера всех вещей, как мера понимания самого Бога. Любовь – критерий бытия и истинности.  В религии его также занимала, прежде всего, нравственность. («Сущность христианства» - главный труд).  Основная идея философско-религиозных воззрений Фейербаха заключается в афоризме: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога». Сущность христианства – в объективном осознании своих сил, придании им отчужденного от самого человека смысла. Религия – не продукт невежества человека, а выражение его идеалов. В религии же существует предписание к благоговейному отношению человека к человеку, к взаимной любви.  Основной целью Фейербаха было создание теории общества на нравственно-психологических началах. В этом обществе должны были бы царствовать любовь и справедливость, базировалось бы оно на чувствах дружбы и любви – основных, по мнению Фейербаха, в человеке.  Отрицая Бога и христианство, Фейербах сосредотачивает свой интерес на человеке, и поэтому считается гуманистом. Его идеи вкратце таковы: единственным отправным пунктом всякой фило софии является человек. Но не абстрактный человек, а реальный, целостный, со всеми его чувствами и телом, и взятый не в отдель ности, а в его отношениях с другими. «Познание Бога — это позна ние человеком самого себя». Каждое наше слово о Боге (теология) в действительности является словом о человеке (антропология). По нятие о Боге формируется так: «То, чего не достает человеку, ста новится Богом; то, чем человек хочет быть, он делает Богом».  Начало, середина и конец всякой религии — это сам человек. Религия — это поклонение человека самому себе. Однако это по клонение, вместо того, чтобы быть обращенным к самому себе, об ращено к своей проекции вовне. Результатом этого становитсяотчуждение человека и его нищета. То есть, когда человек стано вится религиозным, он отчуждается от своей истинной сущности и наделяет ею Бога. Так человек делает Бога богатым, а сам стано вится внутренне разделенным и обнищавшим.  На вопрос: «Что же следует делать? » — Фейербах дает ответ: «Бог и человек должны из двух стать одним, то есть только челове ком». В то же время Фейербах считал, что религия все же челове ку нужна, и предлагал возвести в ранг религии человеческую лю бовь. «Человек человеку — Бог», — говорил Фейербах. Поэтому некоторые исследователи называют его систему антропотеизмом.

39. Марксистская философия: основные положения Марксистское решение проблемы отчуждения человека, поставленное Руссо, опираетсяна представление, что акпиталистическое общество являет собой бесчеловечную среду, которая пораждает социальные неравенства. Марксизмом весь исторический процес был разделен на две крупные эпохи: 1. Предыстория (первобытное, рабовладельческое, феодальная и буржуазная формации) . В этих обществах человек не свободен, поскольку подавлен властью общины или государства, ститией рынка и т. д. На смену предыстории должна придти подлинная история, которая будет твориться людьми сознательными. Идея социалистической революции – идея радикального способа перехода общества из состояние несвободы в царство подлинной свободы. В Марксизме революция рассматривается как изменение экономических основ общества, преодоление частной собственности, как источника эксплуотации человека человеком. Этот переворот должен осуществить пролетариат, как неимущий класс, а сама революция станет двигателем исторического процесса. По мнению марксистов, коммунизм станет новой эпохой в истории чесловечества, эпохой полного контроля человека над социальным и природным миром. Становление коммунимзма это длительный процесс, период глубоких преобразований во всей системе общественных отношений, смена самого образа жизни людей. В итоге утвердится ассоциация свободных тружеников во всемирном масштабе.  «Манифест Коммунистической партии» – первое программное произведение марксизма. «Капитал» – основное произведение марксизма в котором Маркс раскрыл экономическое строение современного ему капиталистического общества. В «Диалектике природы» Энгельс разрабатывал марксистское учение о материи, ее свойствах, формах и способах существования.  Марксизм состоит из трех частей: материалистическая философия, политическая экономия, теория научного социализма. В Западной Европе – Меринг, Лафарк, Кауцкий и т. д. Благодаря их усилиям, марксизм стал международным явлением. В России марксистская теория стала проникать в 80х годах 19 века благодаря Плеханову и его соратникам. Ленинизм – это марксизм эпохи подготовки и практического осуществления пролетарских революций в некоторых странах Европы.  Взгляды Ленина изложены в «Философские тетради» , «Государство и революция» , «Материализм и империокритицизм» . Взгляды Ленина были очень радикальными. В марксистской теории он видел, прежде всего, инструментальную функцию, которая обслуживала бы практику политической борьбы.  Основное в системе марксизма – это дух активного преобразования общества в стремлении устроить мир разумно и справедливо.