logo

55.Самосознание. Основные категории гносеологии.

Самосознание – это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.  Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня».  Человек осознает себя:  – через созданную им материальную и духовную культуру;  – ощущения своего собственного тела, движений, действий;  – общение и взаимодействие с другими людьми. Формирование самосознания заключается:  – в непосредственном общении людей друг с другом;  – в их оценочных отношениях;  – в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку;  – в осознании самих правил взаимоотношений. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру.  Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде. Самосознание появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них. Современная гносеология в своем большинстве стоит на по зициях гностицизма и базируется на следующих принципах:  • диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме позна ния, использовать законы, категории, принципы диалектики;  • историзма — рассматривать все предметы и явления в кон тексте их исторического возникновения и становления;  • практики — признавать главным способом познания практи ку — деятельность человека по преобразованию окружающе го мира и самого себя;  • познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;  • объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;  • активности творческого отображения действительности;  • конкретности истины — искать именно индивидуальную и дос товерную истину в конкретных условиях.