logo

24.Понятие о субстанции в философии Нового времени.

Одним из основных принципов является учение о субстанции как устойчивом объективном первоначале мироздания. Цель истинного познания того, что существует на самом деле, а не является только результатом человеческого восприятия. Философы Нового времени разработали концепции бытия, различные по числу и типам элементов реальности. Субстанциальный подход к анализу предпосылок естественнонаучного мышления актуален и для обоснования современных наук о природе.

Субстанция (лат. substantia - подлежащее, лежащее в основе) - то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, то есть, свойств, существующих только в другом предмете. Субстанция устойчива и постоянна, это сущность, лежащая в основе явления постигаемая умом.

Дуализм Декарта

Субстанция - это то, что объективно существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем ином, кроме самого себя. Такому условию удовлетворяет только одна субстанция - Бог, который вечен, бесконечен, всемогущ, всезнающ, является творцом и причиной всего. Бог может существовать и в отсутствии всех остальных предметов, но ни одна вещь во Вселенной не могла существовать без первоисточника. Это абсолютная субстанция по преимуществу.

Все сотворенные субстанции Декарт делил на два рода:

материальные (вещи);

духовные (идеи).

При этом он выделял неотъемлемые свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: для материальных - протяжение, для духовных - мышление.

Спиноза в своем учении о субстанции преодолел дуализм Декарта. Протяженность и Мышление, которые у Декарта представляют субстанции сами по себе, у Спинозы соединяются в единое целое. Согласно пантеистическому (от греческого «всё обожествлено») учению Спинозы, происходит слияние Бога и Материи, наполнение материи божественным смыслом и воплощение Бога в космосе. Субстанция Спинозы - это не бытие вообще, а бытие объективное, то есть материя.

Субстанция обладает существенными и неотъемлемыми свойствами, которые Спиноза назвал атрибутами. Каждая субстанция может иметь бесконечное число атрибутов. Но людям известны только два: протяжённость и мышление. В противоположность Декарту, относившему протяжённость к одной субстанции, а мышление к другой, Спиноза считал оба этих атрибута характеристиками единой субстанции. Так, Бог протяжён, а материя мыслит.

Г.Лейбниц критически анализировал и развивал идеи своих предшественников, в том числе и учения о субстанции Декарта и Спинозы. По учению Лейбница, число субстанций не ограничивается одним или двумя началами, а может быть бесконечным Плюрализм означает множественность отдельных начал.

Центральным в метафизике Лейбница является понятие субстанции. Субстанция есть нечто единое, неделимое. Лейбниц противопоставил учению Спинозы о единой субстанции учение о множественности субстанций, которые он назвал монадами. Понятие «монада» в переводе с греческого означает «единое», или «единица».

По взглядам Лейбница, монада проста и неделима, следовательно, не материальна. Сущность каждой монады составляет деятельность, которая выражается в непрерывной смене состояний. Самой известной монадой, которую мы можем наблюдать, является жизнь собственной души.