25. Эмпиризм,рационализм,сенсуализм:представители,идеи.
Эмпиризм – это философское направление, представители которого считали, что чувственный опыт может быть единственным источником познания. Основателями эмпиризма считают английских философов ХVII в. Т. Гоббса и Дж. Локка. Сильнейшая сторона эмпириков состояла в том, что они ориентировались на детальный анализ чувственного познания. Эмпиризм очень близок по содержанию сенсуализму, направлению в теории познания, согласно которому чувственность является основой познания. Все содержание знания сенсуализм стремится вывести из деятельности органов чувств. Крупными представителями сенсуализма были Дж. Локк и П. Гассенди. Локк предпринял попытку вывести из чувственного опыта все содержание человеческого сознания и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта. Материалистический сенсуализм того времени имел ряд существенных недостатков. Во-первых, при антропологическом подходе к человеку нельзя правильно понять связь личного опыта с общественным. Положение о том, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через чувства, верно, но не по отношению к изолированному индивиду, а по отношению к человечеству. Во-вторых, в отношении непосредственного, личного опыта формулу сенсуализма также нельзя понимать буквально. В таком случае придется отрицать как способность человеческого разума предвидеть, так и соответствие законов мышления общим законам бытия, что доказано практикой. Учитывая эти замечания, тезис Локка принимает иной, чем в "чистом" сенсуализме вид: человеческое мышление черпает свое содержание и форму из чувственного опыта, приобретаемого в ходе общественной практики. И эмпирики, и сенсуалисты были убежденными сторонниками уникальности, неповторимости человеческого внутреннего опыта. Объяснить, как, откуда берется этот опыт в рамках механистического материализма не представлялось возможным. Механицизм слишком упрощенно толковал отношения субъекта и объекта в плане одностороннего воздействия объекта на субъект. Поэтому часто сознание человека сравнивалось с "чистой доской" или, в терминологии Дж.Локка, с "пустым местом", заполняемым знанием. Но с этих позиций возникает вопрос о том, откуда берется начальное знание? Решение его приводит зачастую к признанию "врожденных идей", против чего целенаправленно боролись Локк и многие другие философы. Чаще всего "врожденные идеи" искали рационалисты. Они исходили в своих философских воззрениях из идеи естественного порядка природы – бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Принципы рационализма разделяли как материалисты (Спиноза, Н. Мальбранш), так и идеалисты (Г. Лейбниц, Р. Декарт). "Познание есть не что иное, как восприятие связи и соответствия или противоречия и несоответствия между двумя нашими идеями..."
- Основные школы и идеи античной философии
- Философы милетской школы и Гераклид об основах мироздания
- Элейская школа - проблема бытия его характеристик.
- Зенон и его апории
- Пифагор и проблема числа
- Атомизм Левкиппа и Демокрита
- Основные положения философского учения Сократа
- Объективный идеализм Платона. Онтология и теория познания.
- Философия Платона. Представление об идеальном государстве
- Общая характеристика философии Аристотеля.
- Учение Аристотеля о бытии. 4 причины
- Средневековая философия. Основные характеристики и этапы
- 2 Ховастика (обычно обозначается философия, преподававшаяся в школах средних веков, соединяющая христианство с логическими рассуждениями) (8-15вв)Представители: Боэций и Фома Аквинский.
- Номинализм, реализм, концептуализм о природе универсалий.
- Учение Филона Александрийского
- 20. Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский.
- 2. Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:
- Философия Фомы Аквинского
- Совокупность черт Античной и Средневековой философии
- 24.Понятие о субстанции в философии Нового времени.
- 25. Эмпиризм,рационализм,сенсуализм:представители,идеи.
- 26.Философия ф.Бэкона.
- 27. Учение о методе и познании р.Декарта
- 28. Монадология Лейбница. Учение о познании.
- 29.Философия Спинозы
- 30. Философия д.Локка.
- 31.Философия т.Гоббса.
- 32.Французский материализм18 века: основные идеи, представители
- 33.И.Кант:основные идеи и категории теории познания
- 34.И.Кант:учение о нравственности.
- 35.Учение Гегеля об абсолютной идее и этапах развития
- 36.Гегель:логика и философия природы
- 37.Философия духа Гегеля.
- 38. Учение л.Фейербаха о человеке и религии
- 40.Основные этапы развития русской философии
- 41.Славянофилы и западники
- 42.Религгиозная философия Соловьева
- 43.Философия Бердяева н.А
- 44.Русский космизм
- 45.Основные направления и представители западной философии xXвека
- 46.Позитивизм
- 47.Прагматизм
- 48.Философия ф.Ницше
- 50.З.Фрейд и к.Юнг о проблемах бессознательного
- 51.Философские взгляды э.Фромма
- 52.Понятие бытия и его виды
- 1) Материалистической. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемое как объективная реальность, которая существовала до них и от них не зависит;
- 2) Идеалистической. Бытие второй природы, цивилизации. Оно двойственно, так как, с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой - в них вложены сознание и душа человека.
- 53.Материя,движение,пространство,время,системность.
- 54.Понятие сознания в философии. Структурные элементы сознания.
- 55.Самосознание. Основные категории гносеологии.
- 56.Уровни и способы познания реальности. Познавательное отношение. Объект и субъект познания.
- 57.Понятие истины. Основные свойства.
- 58.Понятие общества в философии.
- 59.Понятие человека в философии.
- 60.Понятие личности. Социализация. Свобода и ответственность личности.