logo

28. Монадология Лейбница. Учение о познании.

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основ ные положения данной теории (монадологии) следующие:  • весь мир состоит из огромного количества субстанций,  имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и  Спинозы), а единую природу;  • данные субстанции называются монадами (в переводе с гре ческого — "единое", "единица");  • монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является  материально-вещественным образованием;  • монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влече нием, восприятием, представлением;  • по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерыв но меняющее свое состояние;  • в силу непрерывности своего существования монада осозна ет себя;  • монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти").  Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:  • "голые монады" — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);  • монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;  • монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;  • высшая монада — Бог.  Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и сте пень свободы.  3. Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания).  Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом:  • все знания разделил на два вида — "истины разума" и "исти ны факта";  • "истины разума" выводятся из самого разума, могут быть дока заны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;  • "истины факта" — знания, полученные эмпирическим (опыт ным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер;  • несмотря на то, что опытное (эмпирическое, "истины факта") знание вероятностное, а не достоверное (подобно "истинам ра зума"), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществ ляться не только путем получения только одного вида знаний — либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них — рациональное (полученное на основе разума) — будет носить достоверный характер, а другое — эмпирическое (основанное на опыте) — лишь вероятностный.