Тема 7. Немецкая классическая философия
Становление деятельностного (гуманистического) миропонимания в немецкой классической философии. Немецкая классическая философия как единое духовное образование. Эволюция философских идей И. Канта. Критический идеализм и проблема достоверного знания. Кант о трех способностях души. Разум и рассудок. Антиномии чистого разума. Переход к практическому разуму. Категорический императив. Постулаты практического разума. Учение о свободе и необходимости. Социально-политические воззрения. Философия И. Фихте. Абсолютизация активности мышления. Субъективный идеализм в понимании соотношения субъекта и объекта. Волюнтаризм. Объективно-идеалистический смысл положения о всеобщем (абсолютном) “Я” как о высшей фундаментальной реальности. Радикализм социально-философских идей, их эволюция. Философия Ф. Шеллинга. Ее истоки в учениях Канта и Фихте; отход от них. Натурфилософия. Влияние идей Шеллинга на последующую философскую мысль (Шопенгауэр и др.). Философская система Г.В.Ф. Гегеля. Общая характеристика гегелевской системы, структура, принципы. Понятие абсолютной идеи, этапы ее развития. Логика. Диалектический метод. Философия истории. Проблема субъекта истории. Концепция исторического процесса. Идеал государственного устройства. Значение гегелевской философии.
- Содержание курса
- Тема 1. Философия: смысл и предназначение
- Часть I. Историко-философское введение
- Тема 2. Философия Древнего мира
- Тема 3. Античная философия
- Тема 4. Средневековая философия
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения
- Тема 6. Западноевропейская философия XVII-XVIII вв.
- Тема 7. Немецкая классическая философия
- Тема 8. Западноевропейская философия XIX века
- Тема 9. Основные идеи и принципы философии марксизма
- Тема 10. Формирование современной философии: мировоззренческие типы западноевропейской и русской философии конца XIX – нач. XX вв.
- Тема 11. Современная западная философия
- Часть II. Систематическая философия
- Тема 1. Учение о бытии (онтология)
- Тема 2. Сознание как философская проблема. Общественная сущность сознания
- Тема 3. Учение о познании (гносеология)
- Тема 4. Наука. Методы и формы научного познания
- Тема 5. Социальное познание
- Тема 6. Учение о развитии. Законы и категории диалектики
- Тема 7. Учение об обществе
- Тема 8. Экономическое бытие общества
- Тема 9. Социальное бытие общества
- Тема 10. Социально-историческое развитие: механизмы и субъекты
- Тема 11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Тема 13. Философия человека: существование и проблема смысла жизни (4 часа)
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Дополнительная литература
- Экзаменационные Вопросы
- Примерное содержание
- Кто “создает” мировоззрение? Все ученые? Философы? Деятели культуры? Религиозные проповедники? Каждый человек?
- Категории, понятия