Лекция № 4 (18.03.2010) Социальная философия
особенности социального познания
основные теоретические модели изучении общества
Общество стало предметом изучения философии на более позднем этапе.
Первыми философами были Платон и Аристотель, а предпоследним был Маркс
Соц. философия ставит следующие проблемы:
- что является основой развития общества?
- общество развивается по законам или хаотично? Есть ли в обществе вообще законы?
- есть ли в обществе прогресс или оно развивается регрессивно?
- какую роль играет личность в развитие общества?
- как взаимодействуют различные сферы общества?
Законы природы-законы общества
Чем законы природы отличаются от законов общества?
«История развития природы в корне отличается от истории развития общества. В природе действуют слепые бессознательные силы, из взаимодействия которых рождаются законы. А в обществе действуют люди наделенные сознанием. Каждый преследует свои собственные цели и их интересы не пересекаются.» Ф.Энгельс
Есть ли в обществе законы?
(не правовые, политические, моральные и пр. а объективные законы, по которым развивается общество)
Трудности решения проблемы
- Закон – это объективное, необходимая, повторяющаяся связь явлений и объектов
- могут ли быть в обществе законы, где все явления неповторимы, где действуют люди с яркой индивидуальностью?
Варианты ответов:
- если признать что в обществе такие законы есть, то следует признать что все идет по законам независимым от деятельности людей. Последовательное проведение такой линии может привести к фатализму.
- если признать, что объективных законов нет, то следует признать, что в обществе действует произвол. Последовательное проведение этой линии может привести к волюнтаризму.
Отсюда такое представление об обществе:
- объективных законов не существует; в обществе есть честные и бесчестные, честные всегда проигрывают; история ничему не учит.
- при такой постановке вопроса исчезает смысл изучения общества
- большинство исследователей полагают, что общество изучать необходимо, чтобы найти основу общества. При модернизации общества важно знать, с чего начинать переустройство.
Особенности социального познания (с точки зрения неокантианства)
Неокантианцы: Риккерт, Виндельбанд.
Социальное познание необходимо сравнивать с естественно научным познанием.
- метод познания природы – объяснение (подведение под закон, исследование общего или общих закономерностей)
- метод социального познания – понимание (исследование индивидуальных неповторимых событий истории)
- при исследовании природы необходимо максимально абстрагироваться от личности исследователя, его интересов и ценностей.
- при исследовании общественных явлений необходимо учитывать интересы и ценности исследователя, чтобы иметь основания выбора исследуемых явлений.
Особенности социального познания:
законы развития общества носят статистический, вероятностный характер, т.е. они распространяются на общество в целом; деятельность отдельных личностей может не подчиняться этим законам.
Законы общества:
- законы возвышения потребностей (в обществе потребность всегда выше, чем возможности их удовлетворения)
- закон соответствия производительных сил и производственных отношений
- закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию
Ограниченное применение эксперимента
Большую роль в социальном познании играет личная позиция исследователя
Базируется на письменных источниках (юридических, исторических, философских, художественных и пр.)
Герменевтика – это искусство толкования текста. Герменевтический круг – общее можно понять только исследовав частное, а частное только зная общее.
Общество
- общество представляет собой динамическую систему, где все элементы взаимосвязаны.
- общество – это продукт взаимодействия людей. Оно не сводится к простой сумме индивидов.
Идея прогресса
Общество развивается от простого к сложному.
- впервые идея прогресса появляется в социальной философии лишь в 18 веке. Автор идеи – Кондорсэ – «Опыт прогрессирующего разума»
- прогресс в обществе носит противоречивый характер – прогресс в одних областях сопровождается регрессом в других областях. Прогресс в технике, науке приводит к регрессу в другой области.
Высшая точка развития общесвта была в прошлом – христианская точка зрения.
- не принимают идею прогресса в обществе – вся христианская философия, некоторые современные философы. (Поппер)
Прогресс сопровождается регрессом и изображается в виде восходящей ломаной линии
Основные модели развития общества
Географический детерминизм:
Развитие общества определяется (детерминируется) климатические условия, в которых живут люди. Географическая среда определяет и характер людей, и тип политического устройства.
Достоинства: географическая среда, действительно, определяет некоторые психологические черты человека – эмоциональность южан, сдержанность северян и пр.
Недостатки: источник развития общества должен быть в нем самом, а не вне него. При сходных климатических условиях общественно-политический строй может быть различным.
Идеализм:
В основе развития общества лежит сознание людей. Любая деятельность людей начинается с постановки цели, т.е. сознание людей определяет их бытие. Начинать изменение общества необходимо с изменения сознания. (если будут новые правовые законы то люди должны будут подчиняться им). Достаточно убедить людей в необходимости установления лучшего строя, новое общество будет успешно построено.
Достоинства: против фатализма; учитывает активность людей.
Недостатки: Кто воспитает воспитателя? Чем определяются цели? На эти вопросы невозможно ответить с позиции идеалистического понимания истории. Все материалисты в понимании природы до середины 19 века были идеалистами в понимании общества. Маркс – первый материалист в понимании общества.
Материализм:
Впервые в истории общественной мысли появляется в трудах Маркса. Основные работы «Капитал», «К критике политической экономики», «Немецкая идеология».
«В общественном производстве своей жизни люди вступают в независимые от их воли и сознания отношения – производственные отношения. Производственные отношения являются базисом, над которым возвышается громадная надстройка (политика, право, мораль и т.д.) Эти отношения определяют все остальные отношения – политические, правовые, моральные и т.д.»
Способ производства материальных благ
- в структуру способов производства входят производительные силы и производственные отношения
- производственные отношения со временем приводят в конфликт с производительными силами. Новые выросшие производительные силы сбрасывают старые производственные отношения, наступает социальная революция.
- производственные отношения – это формы собственности, поэтому они не могут меняться также быстро, как производительные силы.
- Лекция № 1 Философия в системе культуры
- 1. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 2. Мифологическое мировоззрение (мифология).
- 3. Признаки религиозного мировоззрения.
- Лекция №2 Сущность и предназначение философии.
- 1. Особенности философского мировоззрения.
- 2. Истоки философии.
- 2. «Семь мудрецов»
- Лекция №3 Сущность и предназначение философии.
- 3. Разделы философии.
- Лекция №4 История философии. Античная философия (6 в. До н.Э. – 4 в н.Э.).
- Сторонники: Гегель «Нет ни одного положения Гераклита, которое я взял бы в свою «Логику»»
- Лекция 5. Ранняя греческая философия (продолжение).
- Направление философии Пифагора – объективный идеализм.
- Лекция №6 Античная философия классического периода.
- Лекция №7. Философия Платона и Аристотеля.
- Мир вещей.
- Миф о пещере.
- Платон о бессмертии человека.
- Платон о формах правления.
- Платон об идеальном государстве.
- Отношение к искусству.
- Критики Платоновского идеального государства.
- Аристотель – ученый энциклопедист.
- Онтология и гносеология Аристотеля.
- Телеология (энтелехия).
- Лекция №8 Античная философия (окончание).
- I. Гносеология Аристотеля.
- Формы правления.
- Значение философии Аристотеля.
- Особенности греко-римского периода.
- Эпикур.
- Гедонизм Эпикура.
- Антисфен.
- Античная философия: выводы.
- Лекция №9. Особенности Восточной философии.
- Западное и Восточное мировоззрение: единство и различие. Чем западное мировоззрение отличается от Восточного?
- Истоки древней философии
- Брахманизм
- Философия древней Индии.
- «Восмиричный путь»
- Лекция 10.
- 1. Древнекитайская философия.
- Средневековая философия
- Особенности эпохи средневековья:
- Основные этапы средневековой философии:
- Как соотносятся знание и вера?
- Лекция №11. Средневековая философия(окончание) и философия Возраждения.
- Номиналисты и реалисты средневековья. Проблема теодицеи.
- Эпоха Возрождения
- Лекция № 12
- Ф. Бэкон.
- Идолы познания (ф. Бэкон).
- Ф. Бэкон.
- Идолы познания (ф. Бэкон).
- XIX век
- Лекция № 14
- Шопенгауэр – Гегель.
- Философия жизни.
- Ницше (1844-1900)
- Учение о сверхчеловеке.
- Ницще и христианство
- Пути выхода бессознательного
- Лекция № 1 (04.02.2010) Философское учение о бытии.
- Лекция №2. (18.02.2010) Философское учение о познании (гносеология)
- Лекция №3 (04.03.2010) Философское учение об истине
- Лекция № 4 (18.03.2010) Социальная философия