logo search
Лекции по философии / Лекция!!!!!!!!!

Лекция №3 (04.03.2010) Философское учение об истине

1. Определение истины. Абсолютная и относительная истина. Субъективный и объективный моменты истины. Конкретность истины. Критерий истины

2. Различные концепции истины (конвенционализм, субъективизм, теория когерентности, прагматизм, марксизм)

3. Сущность и функции науки

Классическое определение истины

Истина – это знание, соответствующее действительности (Аристотель, Платон)

Классическое определение дал Аристотель: истина – это знание соответствует объективной реальности.

Можно ли сказать что истина и объективная реальность одно и то же? (не одно и то же, так как истина это знание а знания без людей нет)

Любая истина включает в себя субъективный момент всегда!

Объективное в истине это содержание знаний а субъективное – это форма выражения истины(можно выразить графически , словами, образами)

Были ли истины, когда на Земле еще не было людей?

Чем отличаются объективная истина и объективная реальность?

Основные положения теории истины

- В истине всегда присутствуют объективный и субъективный моменты

- Любая относительная истина включает в себя момент абсолютного знания.

- Вопрос о том, как отделить истинное знание от неистинного – это вопрос о критерии истины

- Истина всегда конкретна, т.е. за пределами определенных условий истинное знание может превратиться в ложное (вода кипит при tº100º)

- Истина – это не объективная реальность, а характеристика знания людей об объективной реальности

- Истина всегда скрыта; если бы истина лежала на поверхности, всякая наука была бы излишня.

- Истина – не застывшее знание, а представляет собой процесс, она углубляется и уточняется

- Наука не имеет монополии на истину – истину можно постичь в любом виде познания

Истина – это единство объективного и субъективного

Абсолютная истина

Абсолютная истина- это полное, готовое, законченное знание о мире, которое в дальнейшем не будет ни дополняться, ни изменяться.

Абсолютных истин не много, т.к.:

  1. Изменяется мир и все явления, и объекты в этом мире

  2. Совершенствуются методы и приборы в познании, что позволяет постоянно углублять и совершенствовать знания об объектах

Это фактическое знание: даты, атом имеет сложную структуру, все в мире меняется

Относительная истина

Относительная истина– это знание, которое может уточняться и добавляться.

То, что принималось за абсолютную истину может со временем стать относительной истинной.

Любая относительная истина включает в качестве элемента абсолютную истину, элемент неизменности.

Какие из предложенных истин носят статус абсолютных:

  1. Земля имеет форму шара.

  2. Атом имеет сложную структуру.

  3. Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года (при данной системе летоисчисления).

  4. Вирусные инфекции не лечатся антибиотиками.

  5. Всего на Земле 4 океана.

  6. Все в мире находится в движении.

  7. Масса – величина постоянная.

Если каждую истину считать относительной, то можно придти к релятивизму, то есть, нет ничего абсолютного, истина зависит от обстоятельств

Все относительно, значит, знание развивается, не застаивается.

Если все знания считать абсолютными (любое знание неизменно), тогда модно придти к догматизму.

Релятивизм

Философское направление, отрицающее возможность существования абсолютной истины, называется релятивизм – «всякая истина относительна; и если она зависит от конкретных условий, в одних условиях это истина, в других – ложь, то абсолютной истины не существует».Принцип релятивизма был обоснован и введен софистами.

Достоинства релятивизма

релятивизм – важнейшее орудие против догматизма; требует не принимать ничего на веру, не ссылаться на авторитетное мнение, доказывать каждое положение; вводится принцип конкретности истины

Недостатки:

Отрицание абсолютной истины ведет к тому, что субъективный момент истины становится определяющим - вплоть до полного отрицания объективной истины.

Догматизм

Догматизм - это признание любой истины за абсолютную.

Этот принцип может быть тормозом в познании (пример - геоцентрическая система, когда идеи гелиоцентрической системы в течении тысячелетия не принимались во внимание)

Субъективный и объективный моменты в истине

- Каждая истина – единство субъективного и объективного

- Объективное в истине – ее содержание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

- Субъективное(зависимое от человека) – форма; истину можно выразить графически, формулами, словами того или иного языка.

Критерий истины

- Это признаки, по которым мы отличаем истинное знание от неистинного, для этого применяются такие понятия как ложь (сознательное искажение истинности) и заблуждение.

- Критерий истины – это практика – предметно – чувственная деятельность по изменения объекта.

- В математике, логическое доказательство выступает в роли критерия истины. Логическая непротиворечивость - необходимое условие истинности.

- Беркли считал, что любой предмет это совокупность моих ощущений, человек тоже совокупность моих ощущений (солипсизм – в мире существуют только я и мои ощущения)

- Может ли быть такой критерий истинным, как мнение большинства? В этом случае мы субъективный момент доводим до максимума, ничего объективного не остается.

Виды практики (подтверждают или опровергают):

  1. производственная деятельность,

  2. опыт, эксперимент, наблюдение,

  3. общественная деятельность по преобразованию общества

- Познавая объект, проникая в его сущность, мы должны убедиться, является ли наше знание истинным – встает вопрос о критерии истины, т.е. вопрос о ее проверки.

Теории истины

- Субъективизм: за истину принимается то, что признается большинством людей или всеми людьми.

- Конвенционализм: истина – результат соглашения ученых.

- Теория когерентности: истинным считается знание, которое не противоречит другим знаниям, входящим в систему. (Гегель- рационалист)

Истинное знание логически непротиворечивое, если знание системы – то все ее элементы должны быть согласованны.

- Позитивизм: истина – то, что не противоречит фактам (принцип верификации)

- Прагматизм: (Джеймс, Пирс) истина – это то, что приносит пользу, выгоду. Польза от практики отличается: польза более узкое понятие, в отличает от практики.

- Марксизм: критерий истины – практика (пример с ализарином – красящим веществом марены).

Практика

- Это предметно-чувственная деятельность, направленная на изменение объекта

- Практика существует в 3 видах:

- не может на 100% подтвердить или опровергнуть наше знание о мире.

- Критерий практики носит относительный характер, практика ограничена средствами и методами, используемые в данную эпоху.

Современные представления об истине

- Отказ от истины в работах современных авторов (А. Назаретян – истина – мифологическое понятие)

- Факты не могут подтвердить истину (пример «все белые медведи живут на Севере» ), поэтому истина должна остаться только в качестве регулятивного принципа (К.Поппер – принцип фальсификации: теория считается истинной, если она в принципе опровержима).

Парадоксы теории истины

- Если отказаться от понятия истины, то теряет смысл доказательства и дискуссии.

- Отказ от понятия истины ведет к отказу от понятия «прогресс науки», делает процесс познания не проникновением в сущность объекта, а простым приспособлением к реальности

- Наряду с этим следует признать, что классическое определение истины переосмысливается (научная теория опирается на абстрактные понятия и идеализированные объекты, далекие от реальности), поэтому следует говорить о соответствии не реальности, а результатам экспериментов – в этом случае понятие истины должно быть отброшено.

- Многие ученые говорят о том, чтобы вывести понятие истины из науки. Это основывается на относительных истинах.

- Карл Поппер говорил о том, что истина должна играть чисто регулятивную роль. Поппер основывает принцип фальсификации – любая научная теория будет только тогда считаться научной только если она фальсифицируема (может быть опровергнута).

Три аспекта науки

Наука как знание

- В отличие от других видов знания, научное знание систематизированное, аргументированное ( в отличие от обыденного познания), достоверное, рационализированное (выраженное в общих понятиях, а не в образах – в отличие от художественного познания), доведенное до уровня законов.

Признаки научного познания

1. Стремление к объективности

2. Методологизм (использование специальных методов и приборов)

3. Воспроизводимость

4. Доказательность и обоснованность

5. Использование специального языка

6. В научном познании существует два уровня – эмпирический и теоретический

7. Логическая непротиворечивость

Наука и вненаучное знание

- Наука и преднаука

- Наука и лженаука(псевдонаука)

- Наука и антинаука

- Наука и вненаучное знание

- Наука и паранаука (околонаучное знание)

Наука и паранаука(общие черты)

- Использование специфических терминов и понятий, не совпадающих с языком обыденной речи (аура, биополе, астральное тело и т.д.- в паранауке)

- Использование приборов

- Стремление познать непознанное

- Чтобы заниматься наукой, как и паранаукой, необходима специальная подготовка

Наука и паранаука (отличие)

- Научное знание – рационализированное, т.е. опирается на разум, логику; паранаучное опирается на интуицию, экстрасенсорные способности.

- Научное знание – воспроизводимое везде и всегда при определенных условиях; паранаучное – уникальное, не устанавливает законы, не доводит до уровня всеобщего.

- Научное знание должно исходить из проверенных, достоверных, доказанных посылок; паранаучное знание может исходить из произвольных предпосылок

- Паранаучные открытия нельзя планировать, они обладают низкой прогностической способностью

- Для науки возможен принцип «это науке пока неизвестно; паранаука может объяснить все.

- Паранаучные открытия нельзя планировать, они обладают низкой прогностической способностью

- Для науки возможен принцип «это науке пока неизвестно»; паранаука может объяснить все.

Уровни научного познания

- Эмпирический уровень (формы эмпирического уровня – наблюдение, эксперимент)

- Теоретический уровень (формы теоретического уровня – гипотеза, теория)

На каждом уровне научного познания применяются свои методы.

Методы применяемые на эмпирическом уровне:

- классификация

- систематизация

- сравнение

- аналогия

- реальное моделирование (модели которые есть в реальности)

В результате применения этих методов сначала устанавливаются научные факты, а потом законы эмпирического уровня. На этом уровне применяются различные приборы.

Методы теоретического уровня:

- абстрагирование

- идеализация

- формализация

- моделирование (идеальные модели)

В результате устанавливаются теории концепции, законы теоретического уровня.

Сущность и функции науки:

Наука – совокупность достоверных знаний о мире.

Знания должны быть:

- логически непротиворечивые

- аргументированные

- выраженные в знаково-символической форме

- рационализированные(выражение в общих понятиях)

- достоверные

- доведены до уровня законов

Наука это не только знания которые уже получены, но еще и вид деятельности по получению этих знаний.

Наука имеет три аспекта:

- вид знаний

- вид деятельности

- социальный институт

Виды деятельности:

- трудовая(производственная) деятельность

- коммуникативная (общения) деятельность

- познавательная

- игровая

- художественная

Конечный результат трудовой деятельности– получение продукта

Коммуникативной деятельности– такая потребность

Познавательная– получение нового знания и цель и результат