44. Концепция истины в филосрфии
Непосредственная цель познания постижение истины, т.е. действительного знания о мире и человеке. Материализм 17-18 вв. Не смог дать научной концепции истины. Одним из недостатков его представлений об истине, общими с идеализмом прошлого, была неспособность понять, что является конечным критерием истины. С позиций объективного идеализма Гегеля истина - объективный процесс самопознания лог-ой идеи , в котором любая последняя ступень выступает в качестве истины предыдущей: истина бытия -в сущности, истина сущности бытия - в понятии. Лог-ая идея достигает абсолютной истины, приходит к абс-му тождеству с собой. Гегель попытался представить истину как вечный процесс развития. Абсолютная истина представляет собой вечное движения, жизнь.
Взгляды, представления, теории, взятые вне отношения соответствия объективной реальности , лишены смысла. Индивиды, группы в своей деятельности могут определенное время опираться на ошибочные взгляды, теории, религиозные представления. Однако, если ошибочные взгляды и выступают до известной границы орг-ей формой чел-го опыта, они не приобретают от этого достоинства и в конце концов приводят к отр-ым результатам. Конкретность истины: всякая объективная истина конкретна Конкретное - единство многоразличного или действительность во всем многообразии ее сторон, связей отношений и т.д. Конкретному противопоставляют абстрактное, т.е. отдельное изолированное .отвлеченное. Конкретное и абстрактное сущ-ют как в реальной действ-ти, так и в мышлении . Конкретность истины означает, что то или иное утв-ие о действ-ти является истинным, если оно учитывает все ее стороны и связи. Абсолютная истина - знание о бесконечном мире в целом, его бесконечном богатстве и многообразии. Относительная истина - ограниченное, неполное знание о мире. Относительная истина - это достоверное, адекватное знание конечного отдельного предмета, явления, свойства, области действительности и т.д. Абсолютная истина - знание о бесконечном мире в целом во всем его многообразии. Она не м.б. когда-либо познана, но она постоянно познается нами (по частям). Абсолютная истина - сумма бесконечного числа относительных. Стремление к познанию объективной и абсолютной истины - одна из важнейших сторон человеческой сущности . Истинное достоинство человека заключено в том, что человек движется к бесконечному в мире и своей собственной сущности. Абсолютная истина обладает своей структурой, отображающей структуру объективного мира и человеческой сущности. Она включает в себя исчерпывающее знание всеобщего, особенного и единичного. Абсолютная истина - познание бесконечного мира и человеческой сущности, которая как и мир бесконечна и познаваема лишь в бесконечном времени. Познавая мир, человек развивает свою бесконечную сущность, смысл своего существования. Общепризнанной в рамках гносеологизма является классическая концепция, в которой истина понимается как соответствие знаний действительности. Классическое представление об истине разделяют иматериалисты, и идеалисты. Различие в материалистической и идеалистической трактовках проходит по вопросу о том, что такое действительность. Если бытие понимается как материя, то реализуется материалистический вариант классической концепции истины, если бытие понимается как сознание, дух, то - идеалистический. Классического понимания истины придерживались Дж. Локк, Б. Спиноза, философы - просветители, Г. Гегель и диалектические материалисты В классической концепции истине приписывается ряд характеристик. Объективность истины предполагает независимость содержания истинного знания от познающего субъекта. Если по содержанию истина объективна, то по форме она всегда субъективна. Истинное знание существует только через человека и выражается в субъективной, индивидуальной форме. Субъективность истины связана с пониманием ее как свойства знания, а не самого бытия, существующего вне субъекта. Абсолютность истины понимается как ее полнота, безусловность и окончательность. Абсолютно истинным считается такое знание, которое сохраняет свое содержание в любую историческую эпоху. Это идеал знания. В качестве такого идеала абсолютная истина существует как нормативный, регулятивный принцип познавательной деятельности, но не как реальное содержание знания. В реальном познании истина существует в относительной форме. Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, условность. В истине есть такие компоненты, которые в процессе развития знания устраняются или ограничиваются определенной сферой своего применения Единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности в знании определяет еще одно свойство истины - динамичность. Истина динамична, поскольку абсолютное в ней существует через относительное, а объективное через субъективное. Поэтому следующее свойство истины - процессуальность. Истина существует в движении - не как окончательный результат познания, а как сам процесс познания, последовательное преемственное движение познания от менее совершенных форм к более совершенным. Конкретность истины означает, что не существует неизменной для всех ситуаций истины, истинное знание спроецировано на те обстоятельства, в которых оно получено, на условия места и времени. Конкретность истины связана с ее относительностью.
- Предмет философии и ее структура
- 2.Философия и мировоззрение
- 3.Основные направления в философии.
- 4)Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
- 5.Философия в Древней Индии
- Неортодоксальные школы.
- 6. Философские учения в Древнем Китае.
- 7. Античная философия доклассического периода
- 8.Философия и личность Сократа. Сократовская диалектика и критика софистов
- 9) Философия Платона. Элементы учения
- 11) Философские школы позднего эллинизма ( эпикуреизм , стоицизм , скептицизм).
- 12) Особенности и основные проблемы средневековой философии
- 13)Апологетика и патристика учение августина блаженного
- 14 )Фома Аквинский как великий систематизатор схоластики
- 15. Общие понятия арабо-исламской философии
- 18) Натурфилософия
- 19) Особенности философии нового времени
- 20) Философский эмпиризм Беккона гобса и локка
- 21) Философский рационализм декарта
- 22. Субъективный идеализм и агностицизм Беркли и Юма
- 23)Философия просвещения
- 23)Философия просвещения
- 24) Материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
- 25. Теория познания и. Канта. Этика Канта.
- 26. Субъективный идеализм философии и. Г. Фихте и натурфилософия, философия тождества ф. Шеллинга.
- 28. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 29) Философия марксизма
- 32)Иррационализм.
- Трансрациональные области объективно-идеалистических мировоззрений
- Арациональные воззрения в иррационализме
- 33) Фмлософия п.Я. Чаадаева славянофилы и западники
- 34) Русский космизм
- 35) Материалистическая тенденция в русской философии
- 36)Философия русского Зарубежья.
- 38. Материя и ее связь с движением.Современные представления о материи
- 39. Явление и сущность, их взаимосвязь.
- 40. Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.
- 41.Структура сознания.
- 42. Сущность познания. Принципы научной теории познания. Критика агностицизма
- 43. Чувственное и рациональное познание
- 44. Концепция истины в филосрфии
- 45. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 46)Законы диалектики
- 47)Общество как саморазвивющаюся система
- 48)Развитие общества как естественно-исторический процесс
- 49) Влияние географической среды и демографического фактора на развитие общества и концепции ноосферы
- 50) Природа как предмет философского осмысления
- 51) Проблема происхождения и эволюции человека
- 52)Поиски сущности человека в философии
- 53. Проблема смысла и направленности исторического процесса в философии
- 54. Предмет философии религии
- 55. Ценности, их природа и принципы классификации
- 56. Нравственные и эстетические ценности. Религиозные ценности. Свобода совести.
- 57. Человек как творческое и деятельное существо. Человек и свобода. Смыслы человеческого бытия
- Феномен внутренней свободы
- 59. Происхождение и природа техники. Технические инаучно-технические революции.
- 60. Глобальные проблемы и их классификация.