Реализм и номинализм
Из бесчисленных проблем, которыми занимались схоласты, наиболее существенной была та, которая получила название «спор об универсалиях» («универсалиями» в средние века именовали философские категории, наиболее общие понятия).
Вопрос об универсалиях был поставлен еще в III в. Порфирием: существуют ли они реально в природе или только в разуме, в мыслях? По этой проблеме мыслители разделились на сторонников реализма (реально существует лишь общее) и сторонников номинализма (общее существует лишь после вещей, в уме человека; существуют лишь единичные вещи). За схоластической оболочкой в этом великом споре проявились материалистическая линия в философии (номинализм) и идеалистическая линия (реализм). Как правило, «реалисты» занимали видные позиции в церкви и обществе; «номиналисты» подвергались гонениям и преследованиям, а одного из номиналистов, Арнольда Брешианского, ученика Пьера Абеляра, по распоряжению папы Римского сожгли на костре.
К «реалистам» относились «первый отец схоластики» Иоанн Скот Эриугена (810–877), Ансельм Кентерберийский (1033–1109); умеренным «реалистом» можно считать Фому Аквинского. «Номинализм» представлен Иоанном Росцеллином (1050-1110), Иоанном Дунс Скотом (1265–1308), Уильямом Оккамом (1300–1350). Крайним «номиналистом» среди них был Росцеллин, который называл «универсалии» «пустыми звуками», «голосом», «речью» («флатус воцис»). Его учение было признано синодом еретическим.
Средняя линия, с уклоном в сторону номинализма, представлена Пьером Абеляром (1029–1142). Его учение называют концептуализмом («концепт» – это понятие). Обобщения разумом общего в вещах – это и есть «концепт», или универсалия. Отсюда формула – universalia sunt in rebus. Абеляр тем не менее подвергался гонениям (был разлучен с женой Элоизой, оскоплен, вынужден был скитаться).
По отношению к схоластике важное значение имеет творчество великих аристотеликов арабской философии – Авиценны и Аверроэса.
Авиценна (араб. Абу Али Ибн-Сина, 980-1037), философ и медик, писал о трояком бытии универсалий: 1) ante res (до единичных вещей в уме Бога); 2) in rebus (в реальных вещах); 3) post res (после вещей в головах людей, как концепты, или понятия). Другой арабский мыслитель, Аверроэс (араб. Ибн Рушд, 1126–1196) спор между религией и философией решает таким образом: религиозные положения в виде эмоционального постижения мира (вера) полезны для простых, необразованных людей; разумное постижение мира доступно мудрецам, философам. Отсюда – «теория двойственной истины». Смысл этой теории – сделать науку и философию самостоятельными, освободить их от опеки церкви и богословия.
Томизм
Томизм – это учение крупнейшего схоласта Фомы (Томаса) Аквинского (примерно 1225–1274). За мягкость и легкость своего характера он получил прозвище «ангельского доктора» (doctor angelicus), за молчаливость и грузность – «Немой бык», а в 1323 году был провозглашен Святым. Самой крупной заслугой Фомы перед католичеством является его в общем успешная работа по согласованию христианской догматики с философским учением Аристотеля.
Фома был родом из Аквино (Италия), воспитывался в ордене бенедиктинцев, учился в Неапольском университете, в 17 лет вступил в орден доминиканцев, учился в Париже, а затем в Кёльне-на-Рейне у Альберта Великого. Написал множество трудов; крупнейшие из них – «Сумма теологии» (18 томов) и «Сумма против язычников».
Аквинат утверждал, что между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума (она сверхразумна), но она не противоречит разуму. Фома ратует за гармонию религии и философии, но теология у него на первом месте.
В учении о бытии Фома использует взгляды Аристотеля. Бытие – это содержание (материя) и форма (Бог). Материя косна, пассивна, она – бесконечная потенция (возможность), форма (Бог) – активна, она бесконечный чистый акт (деятельность). Мир Фома представлял в виде лестницы («иерархии бытий»): низшая ступень – неживая природа, минералы, выше – растения, затем – животные, на четвертой ступени – человек, на пятой – ангелы, а на шестой – Бог как вершина, причина, смысл и цель всего сущего.
Будучи умеренным «реалистом», Аквинат, как и Авиценна, рассматривает универсалии трояко (в вещах, после вещей, до вещей). При этом он решающую роль отводит их существованию в божественном разуме.
В «Сумме теологии» приводятся пять онтологических доказательств бытия Бога. Вот эти доказательства: 1) кинетическое – от движения: все движимо чем-то другим, но должен быть и неподвижный «перводвигатель»; 2) от производящей причины: ничто не может быть причиной самого себя, а потому надо признать первую действующую причину, которой и является Бог; 3) от необходимости и случайности: случайное определяется необходимостью – Богом; 4) от совершенства: все имеет степени совершенства, а эталоном, наивысшей степенью совершенства является Бог; 5) от цели (телеологическое доказательство): все движется к некоей цели, имеет смысл, полезность; существует разумное существо, руководящее и направляющее все вещи к цели; высшей целью является сам Бог.
В теории познания Фома видит источник познания в чувствах, опыте. Но все же разуму он отдает предпочтение перед чувствами и волей. Свободу воли человека он считает предпосылкой нравственного поведения человека. По его мнению, в обществе действуют законы божественные, естественные и собственно человеческие. Первые из них и наиважнейшие. Смысл жизни человека Аквинат видит в счастье, а оно тождественно познанию и созерцанию Бога. К традиционным греческим (естественным) добродетелям (мудрости, мужеству, умеренности и справедливости) Фома добавляет еще три (теологические, христианские): веру, надежду, любовь.
В государственном устройстве Фома отдает предпочтение монархии. Задачей монарха он считает формирование добродетельной жизни граждан. Высшей же целью и смыслом жизни людей является достижение небесного блаженства. Но к нему ведет уже не государство, но церковь, представленная священниками и наместником бога на земле – Римским папой.
В творчестве Фомы Аквинского ценным является разработанный им метод упорядочения, различения и размещения отдельных знаний и сведений. Одним из очень важных положений Фомы является его определение мудрости. Он писал: «Мудрость – это способность все упорядочивать».
- 5. Требования к уровню социально-гуманитарной подготовки выпускника
- 5.1. Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- 5.2. Требования к компетенциям выпускника по дисциплинам социально-гуманитарного цикла
- 5.2.3. По философии знать:
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Т е м а 2. Исторические типы классической философии
- Т е м а 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Т е м а 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия.
- Раздел II. Философия бытия т е м а 5. Метафизика и онтология
- Т е м а 6. Философия природы
- Раздел III. Философская антропология т е м а 7. Проблема человека в философии и науке
- Раздел IV. Теория познания и философия науки т е м а 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Т е м а 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус
- Раздел V. Социальная философия т е м а 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии
- Т е м а 12. Основные проблемы политической философии
- Т е м а 13. Философские проблемы социальной динамики
- Т е м а 14. Философия культуры
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре
- XXI столетия
- Средства учебно-методического обеспечения курс лекций
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Т е м а 1. Философия как социокультурный феномен
- § 1.1. Философия и жизненный мир человека
- § 1.2. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Философия как рационально-теоретический тип мировоззрения
- § 1.3. Проблемное поле и основные разделы философии
- § 1.4. Проблема научности философии
- § 1.5. Важнейшие функции философии и возрастание их роли в современном мире
- Т е м а 2. Исторические типы классической философии § 2.1. Особенности философской мысли Древнего Востока
- Древнеиндийская философия
- Философия Древнего Китая
- § 2.2. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- Милетская школа
- Гераклит Эфесский
- Пифагор и пифагорейцы
- Атомизм
- Сократ и сократические школы
- Аристотель
- Поздние стоики
- § 2.3. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Теоцентризм философии Средних веков
- Богословие и схоластика
- Реализм и номинализм
- § 2.4. Философия эпохи Ренессанса Антропоцентризм философской мысли Возрождения
- Натурфилософия эпохи Возрождения
- Социальные доктрины эпохи Возрождения
- § 2.5. Философия и наука: проблема самоопределения философии в Новоевропейской культуре Английский материализм хvii в.
- Картезианство
- Дилемма эмпиризма и рационализма
- Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- § 2.6. Социально-исторические и мировоззренческие основы философской мысли эпохи Просвещения
- Просвещение во Франции
- Французский материализм XVIII века
- Просвещение в Германии
- § 2.7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Критическая философия и. Канта
- Диалектическая философия г. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- Т е м а 3. Становление и основные стратегии постклассической философии
- § 3.1. Классическая и неклассическая философии: сравнительный анализ
- § 3.2. Возникновение философской иррационалистической традиции
- § 3.3. Философия марксизма и ее основные черты
- § 3.4. Позитивизм и его исторические формы Классический позитивизм
- Эмпириокритицизм
- Неопозитивизм и постпозитивизм
- § 3.5. Прагматизм
- § 3.6. Религиозная философия в контексте современной философской культуры
- § 3.7. Основные стратегии развития неклассической западной философии в хх–ххi вв. Фрейдизм и неофрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Т е м а 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- § 4.1. Национальная философия как «душа народа»
- § 4.2. Основные этапы развития философской мысли Беларуси
- § 4.3. Русская философия и ее основные направления
- Славянофилы и западники
- Русский «религиозный идеализм»
- Русский космизм
- Раздел II. Философия бытия т е м а 5. Метафизика и онтология
- § 5.1. О понятии «метафизика»
- § 5.2. Онтология как учение о бытии и его освещение в философии
- § 5.3. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи
- § 5.4. Современная наука о строении материи
- § 5.5. Пространственно-временная организация материального мира. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени
- § 5.6. Движение и развитие как атрибуты бытия
- § 5.7. Диалектика как философская концепция развития
- § 5.8. Понимание диалектики в истории философии
- § 5.9. Сущность глобального эволюционизма и его эвристический потенциал
- Т е м а 6. Природа как предмет философского и научного познания. Биосфера и ноосфера. Социально-экологическая стратегия природопользования
- § 6.1. Понятие природы и специфика философского подхода к ее исследованию
- § 6.2. Исторические типы взаимодействия человека и природы
- § 6.3. Биосфера и ноосфера
- § 6.4. Социально-экологическая стратегия природопользования
- Раздел III. Философская антропология т е м а 7. Проблема человека в философии и науке
- § 7.1. Проблема человека в истории философии
- § 7.2. Смысл человеческого существования
- § 7.3. Личность, ее свобода и ответственность
- Т е м а 8. Сознание человека как предмет философского анализа
- § 8.1. Философские традиции исследования сознания
- § 8.2. Важнейшие характеристики сознания
- § 8.3. Структура сознания
- § 8.4. Сознание, язык, коммуникация
- § 8.5. Проблема искусственного интеллекта – прогнозы трансгуманизма
- Раздел IV. Теория познания и философия науки т е м а 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- § 9.1. Проблема познаваемости мира
- § 9.2. Субъект-объектное гносеологическое отношение в различных философских традициях
- § 9.3. Структура познавательного процесса
- § 9.4. Познание как постижение истины
- Т е м а 10. Наука, её когнитивный и социокультурный статус
- § 10.1. Понятие науки
- § 10.2. Структура научного познания
- § 10.3. Динамика науки
- § 10.4. Методологический инструментарий современной науки
- § 10.5. Наука в системе социальных ценностей
- Раздел V. Социальная философия т е м а 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии
- § 11.1. Место социальной философии в системе философского знания. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии
- § 11.2. Общество как система
- § 11.3. Социальная структура общества
- Т е м а 12. Основные проблемы политической философии
- § 12.1. Феномен власти в жизни общества
- § 12.2. Государство как важнейший компонент политической организации общества
- § 12.3. Гражданское общество и правовое государство
- Т е м а 13. Основные проблемы социальной динамики
- § 13.1. Общество как развивающаяся система. Основные факторы социальной эволюции
- § 13.2. Природа социальных конфликтов, революций и реформ. Трансформация и модернизация в условиях переходного периода
- § 13.3. Основные этапы развития философии истории. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории
- § 13.4. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса
- § 13.5. Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизации в истории общества
- § 13.6. Техника и ее роль в истории цивилизации
- § 13.7. Феномен информационного общества
- § 13.8. Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности
- § 13.9. Восточнославянские народы между Востоком и Западом
- Т е м а 14. Философия культуры
- § 14.1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры
- § 14.2. Традиции и новации в динамике культуры
- § 14.3. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Диалог культур
- Средства обучения учебная и справочная литература
- 1. Учебники и учебные пособия
- Хрестоматии и антологии
- Информационно-справочные издания
- 2. Дополнительная литература по основным разделам курса
- Раздел 1. Философия в исторической динамике культуре
- Раздел 2. Философия бытия
- Раздел 3. Философская антропология
- Раздел 4. Теория познания и философия науки
- Раздел 5. Социальная философия
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI столетия
- Средства контроля вопросы для самоконтроля
- Философия
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.