§ 2.4. Философия эпохи Ренессанса Антропоцентризм философской мысли Возрождения
Возрождением, или Ренессансом принято называть широкое идеологическое и культурное движение, возникшее в странах Западной и Центральной Европы в процессе их перехода от средних веков к Новому времени. Само название эпохи – Возрождение, впервые употребленное итальянским гуманистом Дж. Вазари в трактате «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550), указывает на стремление ее деятелей возродить в новых исторических условиях культурные ценности древнего мира. Возрождение охватывает XV–XVII вв., для которых характерно развитие светского знания и гуманистического движения. В философии усиливаются антисхоластические настроения, что стимулировало секуляризацию – освобождение от господства религии и церковной идеологии.
В разных странах Европы начало Возрождения имеет свой отсчет. Родиной же Возрождения (Рисорджименто) является Италия, а центром нового мироощущения – Флоренция («город цветов»). Предвосхитил эту эпоху гуманизма флорентиец Данте Алигьери (1265–1321). Свое новое мировосприятие он изложил в трактатах «Пир», «О монархии», а также в знаменитой «Божественной комедии».
«Отцом гуманизма» называют крупного деятеля итальянской культуры XIV века Франческо Петрарку (1304–1374), знаменитого автора сонетов, обращенных к Лауре, а также автора трактата «О собственном незнании и незнании других», диалога «Моя тайна» и других произведений, в которых он критикует мнимую ученость схоластов и прославляет человека с его страстями, радостями и печалями.
Флорентиец Джованни Боккаччо (1313–1375) – выдающийся итальянский гуманист, ученый-филолог. В «Декамероне» (греч. – «десятиднев»), подлинной энциклопедии итальянской жизни эпохи Возрождения он разоблачал развратное и лицемерное духовенство, призывая людей к простым радостям бытия. В Белоруссии с творчеством Боккаччо познакомились еще в XVI в., когда белорусский гуманист С. Будный перевел один из эпизодов «Декамерона».
В XV веке гуманист Лоренцо Валла (1407–1457) бросил в мир лозунг, которым может быть кратко охарактеризована общая направленность деятельности творцов Возрождения – «Любите меня, ибо я – человек». Действительно, в возрожденческий период в философии происходит радикальный поворот от теоцентризма к антропоцентризму (человек в центре), от боголюбия к человеколюбию. Антропоцентризм – это основная отличительная черта Возрождения. Ренессансный гуманизм сотворил подлинный культ человека, сделав его мерой всех вещей и целью всего сущего. Так, в полном соответствии с духом времени шекспировский Гамлет назвал человека «красой Вселенной», «венцом всего живущего».
В этот период делаются переводы произведений дохристианской эпохи с греческого и латинского на итальянский, французский и другие языки. И если средневековые философы «князем философии» считали Аристотеля, то гуманизм в Италии стал ориентироваться на Платона, во Флоренции проводились даже празднества в день рождения великого грека (8 ноября), а в 1459 году была основана платоновская Академия в той же Флоренции. Видную роль в Академии играл философ Марсилио Фичино. Наиболее талантливыми его учениками были Никколо Макиавелли и Пико делла Мирандола. О первом из них будет сказано в дальнейшем, а второй, как известно, подготовил к диспуту (запрещенному папой Римским) несостоявшуюся речь «О достоинстве человека», в которой смело поставил человека в центр мира и наделил его неограниченными возможностями к свободной активности, вплоть до достижения божественного совершенства.
В период Возрождения активны были не только итальянские мыслители. Среди не-итальянцев следует назвать нидерландского мудреца Эразма Роттердамского (главный труд – «Похвала глупости»), англичанина Джефри Чосера («Кентерберийские рассказы»), французского эмпирика Мишеля Монтеня («Опыты») и других. На территории современной Беларуси проявили себя как широкомасштабные и смелые мыслители Франциск Скорина, Николай Гусовский, Сымон Будный.
Наряду с возрожденческими тенденциями в XV–XVI вв. проявило себя могучее движение Реформации. Коренное отличие Реформации и Возрождения состоит в том, что Возрождение в основном имело светскую направленность, а Реформация осуществлялась в религиозных рамках. Такие великие реформаторы, как Мартин Лютер (1483–1546), Ульрих Цвингли (1484–1531), Жан Кальвин (1509–1564) выступили с идеями реформирования религии и церкви, положив начало протестантизму. Они выступили против церкви как единственного посредника между Богом и человеком, против продажи так называемых индульгенций (сертификатов об отпущении грехов), за полную свободу человека в рамках верования, за прямое общение человека с Богом («Бог в сердце каждого человека»).
- 5. Требования к уровню социально-гуманитарной подготовки выпускника
- 5.1. Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- 5.2. Требования к компетенциям выпускника по дисциплинам социально-гуманитарного цикла
- 5.2.3. По философии знать:
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Т е м а 2. Исторические типы классической философии
- Т е м а 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Т е м а 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия.
- Раздел II. Философия бытия т е м а 5. Метафизика и онтология
- Т е м а 6. Философия природы
- Раздел III. Философская антропология т е м а 7. Проблема человека в философии и науке
- Раздел IV. Теория познания и философия науки т е м а 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Т е м а 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус
- Раздел V. Социальная философия т е м а 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии
- Т е м а 12. Основные проблемы политической философии
- Т е м а 13. Философские проблемы социальной динамики
- Т е м а 14. Философия культуры
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре
- XXI столетия
- Средства учебно-методического обеспечения курс лекций
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Т е м а 1. Философия как социокультурный феномен
- § 1.1. Философия и жизненный мир человека
- § 1.2. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Философия как рационально-теоретический тип мировоззрения
- § 1.3. Проблемное поле и основные разделы философии
- § 1.4. Проблема научности философии
- § 1.5. Важнейшие функции философии и возрастание их роли в современном мире
- Т е м а 2. Исторические типы классической философии § 2.1. Особенности философской мысли Древнего Востока
- Древнеиндийская философия
- Философия Древнего Китая
- § 2.2. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- Милетская школа
- Гераклит Эфесский
- Пифагор и пифагорейцы
- Атомизм
- Сократ и сократические школы
- Аристотель
- Поздние стоики
- § 2.3. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Теоцентризм философии Средних веков
- Богословие и схоластика
- Реализм и номинализм
- § 2.4. Философия эпохи Ренессанса Антропоцентризм философской мысли Возрождения
- Натурфилософия эпохи Возрождения
- Социальные доктрины эпохи Возрождения
- § 2.5. Философия и наука: проблема самоопределения философии в Новоевропейской культуре Английский материализм хvii в.
- Картезианство
- Дилемма эмпиризма и рационализма
- Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- § 2.6. Социально-исторические и мировоззренческие основы философской мысли эпохи Просвещения
- Просвещение во Франции
- Французский материализм XVIII века
- Просвещение в Германии
- § 2.7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Критическая философия и. Канта
- Диалектическая философия г. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- Т е м а 3. Становление и основные стратегии постклассической философии
- § 3.1. Классическая и неклассическая философии: сравнительный анализ
- § 3.2. Возникновение философской иррационалистической традиции
- § 3.3. Философия марксизма и ее основные черты
- § 3.4. Позитивизм и его исторические формы Классический позитивизм
- Эмпириокритицизм
- Неопозитивизм и постпозитивизм
- § 3.5. Прагматизм
- § 3.6. Религиозная философия в контексте современной философской культуры
- § 3.7. Основные стратегии развития неклассической западной философии в хх–ххi вв. Фрейдизм и неофрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Т е м а 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- § 4.1. Национальная философия как «душа народа»
- § 4.2. Основные этапы развития философской мысли Беларуси
- § 4.3. Русская философия и ее основные направления
- Славянофилы и западники
- Русский «религиозный идеализм»
- Русский космизм
- Раздел II. Философия бытия т е м а 5. Метафизика и онтология
- § 5.1. О понятии «метафизика»
- § 5.2. Онтология как учение о бытии и его освещение в философии
- § 5.3. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи
- § 5.4. Современная наука о строении материи
- § 5.5. Пространственно-временная организация материального мира. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени
- § 5.6. Движение и развитие как атрибуты бытия
- § 5.7. Диалектика как философская концепция развития
- § 5.8. Понимание диалектики в истории философии
- § 5.9. Сущность глобального эволюционизма и его эвристический потенциал
- Т е м а 6. Природа как предмет философского и научного познания. Биосфера и ноосфера. Социально-экологическая стратегия природопользования
- § 6.1. Понятие природы и специфика философского подхода к ее исследованию
- § 6.2. Исторические типы взаимодействия человека и природы
- § 6.3. Биосфера и ноосфера
- § 6.4. Социально-экологическая стратегия природопользования
- Раздел III. Философская антропология т е м а 7. Проблема человека в философии и науке
- § 7.1. Проблема человека в истории философии
- § 7.2. Смысл человеческого существования
- § 7.3. Личность, ее свобода и ответственность
- Т е м а 8. Сознание человека как предмет философского анализа
- § 8.1. Философские традиции исследования сознания
- § 8.2. Важнейшие характеристики сознания
- § 8.3. Структура сознания
- § 8.4. Сознание, язык, коммуникация
- § 8.5. Проблема искусственного интеллекта – прогнозы трансгуманизма
- Раздел IV. Теория познания и философия науки т е м а 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- § 9.1. Проблема познаваемости мира
- § 9.2. Субъект-объектное гносеологическое отношение в различных философских традициях
- § 9.3. Структура познавательного процесса
- § 9.4. Познание как постижение истины
- Т е м а 10. Наука, её когнитивный и социокультурный статус
- § 10.1. Понятие науки
- § 10.2. Структура научного познания
- § 10.3. Динамика науки
- § 10.4. Методологический инструментарий современной науки
- § 10.5. Наука в системе социальных ценностей
- Раздел V. Социальная философия т е м а 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии
- § 11.1. Место социальной философии в системе философского знания. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии
- § 11.2. Общество как система
- § 11.3. Социальная структура общества
- Т е м а 12. Основные проблемы политической философии
- § 12.1. Феномен власти в жизни общества
- § 12.2. Государство как важнейший компонент политической организации общества
- § 12.3. Гражданское общество и правовое государство
- Т е м а 13. Основные проблемы социальной динамики
- § 13.1. Общество как развивающаяся система. Основные факторы социальной эволюции
- § 13.2. Природа социальных конфликтов, революций и реформ. Трансформация и модернизация в условиях переходного периода
- § 13.3. Основные этапы развития философии истории. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории
- § 13.4. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса
- § 13.5. Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизации в истории общества
- § 13.6. Техника и ее роль в истории цивилизации
- § 13.7. Феномен информационного общества
- § 13.8. Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности
- § 13.9. Восточнославянские народы между Востоком и Западом
- Т е м а 14. Философия культуры
- § 14.1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры
- § 14.2. Традиции и новации в динамике культуры
- § 14.3. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Диалог культур
- Средства обучения учебная и справочная литература
- 1. Учебники и учебные пособия
- Хрестоматии и антологии
- Информационно-справочные издания
- 2. Дополнительная литература по основным разделам курса
- Раздел 1. Философия в исторической динамике культуре
- Раздел 2. Философия бытия
- Раздел 3. Философская антропология
- Раздел 4. Теория познания и философия науки
- Раздел 5. Социальная философия
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI столетия
- Средства контроля вопросы для самоконтроля
- Философия
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.