14) Понятие материи в истории философии.
Понятие "материя" прошло несколько этапов в своем историческом развитии. Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления в древнегреческих философских учениях (Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.). В основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все существующее считалось модификацией этих стихий.
Второй этап - этап вещественно-субстрактного представления. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числе со свойством неделимости ( Бекон, Локк ). Наибольшее развитие такое физикалистское понимание материи достигло в трудах французских материалистов 18 в. Ламетри, Гельвеция, Гольбаха. По сути, материалистическая философия 17 - 18 в. Трансформировала понятие "бытия" в понятие "материя". В условиях, когда наука поколебала веру в Бога, как Абсолюта и гаранта бытия озабоченность человека об основаниях существования мифа снималась в категории "материя". С помощью ее обосновывалось как истинно сущее бытие природного мира, который был объявлен самодостаточным, вечным, несотворимым, не нуждающимся в своем обосновании. Как вещество материя обладала свойством протяженность, непроницаемости, тяжести, массой, как субстанция - атрибутами движения, пространства времени, и наконец способностью вызывать ощущения ( Гольбах ).
Третий этап - философско-гносеологическое представление о материи. Сформировалась оно в условиях кризиса естествознания в начале ХХ века. Рентгеновские опровергли идеи о непроницаемости материи; электроизлучение урана; радиоактивный распад атомов - разрушили идею о неделимости атома, как первооснову понятия "поля" описывало новое состояние материи отличное от вещества.
Идея неделимого атома, первокирпичика - рухнула. Разрушение атомистическо-механической картины мира было названо "кризисом в физике". Рушиться наука, поскольку "материя исчезает" считали ученые того периода. Им возражал В.И.Ленин. Он говорил, рушиться не наука, а старый предел понимания мира. Картина мира усложнилась, следовательно наука испытывает кризис, а с него и материалистическая философия.
Выход нашелся в образе квантово-механической картины мира в естествознании и диалектико-материалистического понимания материи философии.
Материя стала трактоваться как всякая объективная реальность как данная человеку в его ощущениях, которые копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них. В этом определении признак существования отдается исключительно самим конкретно-чувственным веществам. А такая позиция, есть позиция науки. Наука и материализм имеет одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, а функция обоснования их бытия приписывается материи. В этом и методологическое значение определения. Названная нами формулировка определения материи называется гносеологическим, поскольку содержит элемент связи объективной реальности с сознанием, свидетельствует о производности сознания. При этом такое понимание материи не может устареть, поскольку не связано жестко с конкретным строением материи, но и неспособна охватить все многообразие понятия материи. Такое многообразие раскрывает рассмотрение материи в субстанциональном аспекте.
В этом случае атрибутами (неотъемлемыми свойствами материи являются: структурность, системность, воздействие, движение, самоорганизация, пространства, время и отражения ).
Все объекты материального мира, как и духовного могут быть рассмотрены как системы. Материальные системы - это системы предметов, объекты вещей. Духовная система - это система ценностей идеалов.
Структурность – внутренняя расчлененность реального мира.
Материальный мир делится на три сферы. Сегодня современная наука ведет речь о существовании 3-х систем материи (неживая, живая, социальная). Каждая система имеет свою структурную организацию.
На разных уровнях материи мы сталкиваемся с особенностями проявления просранственно - временных отношений, различными видами движения.
Философов всегда волновал вопрос о бесконечном многообразии материальных форм. Откуда и как оно произошло? Высказывалось предложение, что это многообразие есть результат активности материи. Большинство мыслителей идеалистического направления объясняли активность вмешательством Бога, одушевляли материю.
Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел (материалисты).
Материалистическая философия не признает наличие души в материи и объясняет ее активность взаимодействием вещества и полей. Но, термин “движение” обыденное сознанием понимает как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим. Существуют и более сложные формы движения: физическая, химическая, биологическая, социальная и другие. Так, например, процессами микромира характеризуются взаимодействиями элементарных частиц и субэлементарными взаимодействиями. Галактические взаимодействия и расширение Метагалактики – есть новые формы физического движения материи, неизвестные ранее.
Все формы движения материи взаимосвязаны. Так, например, механическое движение (самое простое), обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием гравитационных и электромагнитных полей, сильных и слабых взаимодействий в микромире.
Что же такое движение вообще? Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а так же изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием.
Движение – это изменение вообще.
Оно характеризуется тем, что неотделимо от материи, поскольку является атрибутом ( неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого объект не может существовать ) материи. Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи;
движение объективно, изменения в материю может внести лишь практика;
движение – есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности,
движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение ,но такое при котором не нарушатся качественная специфика предмета ( особое состояние движения);
Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения .
Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве.
Качественные изменения всегда связаны с качественной перестройкой внутренней структурой объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свой свойствами. По сути речь идет о развитии. Развитие – это движение, связанное с преобразованием качества предметов, процессов или уровней и форм материи. Развитие разделяется на динамическое и популяционное. Динамическое – осуществляется как усложнение объектов, через раскрытие потенциальных возможностей скрытых в предшествующих качественных состояниях , причем превращения не выходят за рамки существующего вида материи ( развитие звезд ). При популяционном развитии осуществляется переход от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию следующего (переход от неживой природы к живой ). Истоком популяционного движения служит самодвижение материи, по принципу ее самоорганизации. Проблема самоорганизации решается научной дисциплиной – синергетикой ( Г.Хакен , И. Пригожин, И. Стенгерс ).
Перечисленные формы движения материи и их связь с видами материи и их развитием схватывается в следующих принципах :
Каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма движения;
Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших;
Высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.
В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:
-
материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;
-
материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;
-
материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.
- 2) Мифологическое мышление, его характерные черты. Кризис мифологии
- 3) Научные программы античности: атомизм и элементаризм
- 4) Сущность метафизики как метода. История её развития.
- 5) Сущность диалектики как метода. История её развития
- 6) Диалектика как учение. Принципы диалектики.
- 7) Законы диалектики.
- 8) Категории диалектики.
- 9) Проблема бытия в философии. Бытие как основная категория философской картины мира.
- 10) Смысл и предназначение философии. Специфика философского знания.
- 11) Понятие проблемы. Природа философских проблем
- 12) Предмет философии. Структура и функции философии
- 13) Картины мира: мифологическая, религиозная, философская, научная. Место человека в картине мира
- 14) Понятие материи в истории философии.
- 15) Проблема времени и пространства в философии.
- 16) Сознание как философская проблема.
- 17) Структура научного познания.
- 18) Научная революция и смена научной картины мира. Концепции роста научного знания. Модели науки.
- 19) Проблема движения и развития в философии.
- 20) Смысл человеческого бытия. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.
- 21) Человек как философская проблема. Биосоциальная природа человека
- 22) Понятие личности, ее сущность, структура, социальные роли. Личность и общество
- 23) Понятие ценности. Виды ценностей. Право и мораль. Нравственные ценности.
- Что такое ценность? почему только в хх веке появилось учение о ценностях?
- Как измеряют ценности?
- 24) Свобода как ценность. Свобода, ответственность, необходимость. Проблема свободы в истории философии
- 25) Познание, его сущность, структура. Субъект и объект познания.
- 26) Возможности и границы познания. Агностицизм, его формы
- 27) Общенаучные методы познания
- 28) Философское учение об истине
- 29) Истина и заблуждение. Правда и ложь. Критерии истины.
- 30) Культура и цивилизация как философские проблемы
- 31) Становление философии истории
- 32) Античная философия. Научные программы античности: атомизм и элементаризм
- 33) Восточная философия.
- 34) Философия эпохи Средневековья.
- 35) Философия эпохи Возрождения
- 36) Философия Нового времени.
- 37) Немецкая классическая философия.
- 38) Формационный подход к.Маркса.
- 39) Индустриальное и постиндустриальное общества как социальные структуры (Парсонс, Ростоу).
- 40) Концепции циклического развития. Культурологический подход о. Шпенглера. Историческая концепция а. Тойнби
- 41) Русская философия конца XIX – начала XX веков, её специфика. Основные положения диалектического и исторического материализма
- Основные черты русской философии
- 42) Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- 43) Философия техники. Специфика взаимодействия человека и общества.
- 44) Концепция этногенеза Гумилёва.
- 45) Западноевропейская философия XX века.
- 46) Философия конца XX – начала XXI веков.
- 48) Общественное сознание и его структура.