39) Индустриальное и постиндустриальное общества как социальные структуры (Парсонс, Ростоу).
Признание базиса решающим показателем типа общественной системы отличает марксизм от тех не марксистких концепций, в которых так же выделяетяс определенные ступени общественного развития, но не анализируются производственные отношения как системообразующий элемент каждой из этих ступеней. Характерно в этом отношении позноваемая теория «стадий экономического роста», получившая довольно большое распровтранение в социологии, политологии и экономической науке промышленных развитых капиталистическх стран в 50-70х гг. Разные авторы Ростоу и другие, разрабатывавшие эту теорию выделяли иногда большее, иногда меньшее число стадий или ступеней роста человеческого общества. Но при этом все они за основу брали уровень развития математико-технической базы признавали основными стадиями доиндустриальными связаны с ручным трудом и использовавших ремесленное орудие, индустриальные, основанные на машинном производстве, постиндустриальное ,когда осуществляется автоматизация производственного процесса и главные для общества становится производство информации нового знания. Предполагается, что совершенствование техники само по себе должно привести человечество к благодействию.
История как технологическая модернизация (У. Ростоу)
Техницизм – это социологическае учения абсолютизирующие роль техники в социальном развитии.
К таким учениям относится теория технологической модернизации Ростоу.
По уровню технологического развития Ростоу выделил пять этапов развития общества:
-
Традиционное общество. Аграрное производство, слабо развитая техника, власть у тех кто владеет землей (период от зарождения до возникновения капитализма)
-
Переходное общество. Научные изобретения, формирование меньшинства, которое переводит общество на рельсы промышленного развития (европейские страны XVII-XVIII в)
-
Промышленная революция. Накопление капитала, бурное развитие промышленности (Англия конец XVIII в, Франция, США середина XIX, Германия конец XIX, Россия 1890-1914г., Китай – 1950г.)
-
Стадия зрелости. Увеличивается национальный доход, бурное развитие автомобилестроения и станкостроения, общество демонстрирует, что оно может производить все что захочет (Англия – 1880г., США – 1900г., Россия – 1950г.)
-
Стадия массового потребления. Возникает общество всеобщего благоденствия, главное внимание на потребление и рост благосостояния (США – 1970г.)
По теориям модернизации страны с высоким уровнем дохода должны отсталым странам:
-
помогать в контроле роста населения; 2) увеличивать количество продовольствия; 3) внедрять индустриальные технологии; 4) предоставлять иностранную помощь
Таким образом вся история у Ростоу сводится к истории совершенствования техники, согласно этой теории дверь к богатству открыта для всех.
- 2) Мифологическое мышление, его характерные черты. Кризис мифологии
- 3) Научные программы античности: атомизм и элементаризм
- 4) Сущность метафизики как метода. История её развития.
- 5) Сущность диалектики как метода. История её развития
- 6) Диалектика как учение. Принципы диалектики.
- 7) Законы диалектики.
- 8) Категории диалектики.
- 9) Проблема бытия в философии. Бытие как основная категория философской картины мира.
- 10) Смысл и предназначение философии. Специфика философского знания.
- 11) Понятие проблемы. Природа философских проблем
- 12) Предмет философии. Структура и функции философии
- 13) Картины мира: мифологическая, религиозная, философская, научная. Место человека в картине мира
- 14) Понятие материи в истории философии.
- 15) Проблема времени и пространства в философии.
- 16) Сознание как философская проблема.
- 17) Структура научного познания.
- 18) Научная революция и смена научной картины мира. Концепции роста научного знания. Модели науки.
- 19) Проблема движения и развития в философии.
- 20) Смысл человеческого бытия. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.
- 21) Человек как философская проблема. Биосоциальная природа человека
- 22) Понятие личности, ее сущность, структура, социальные роли. Личность и общество
- 23) Понятие ценности. Виды ценностей. Право и мораль. Нравственные ценности.
- Что такое ценность? почему только в хх веке появилось учение о ценностях?
- Как измеряют ценности?
- 24) Свобода как ценность. Свобода, ответственность, необходимость. Проблема свободы в истории философии
- 25) Познание, его сущность, структура. Субъект и объект познания.
- 26) Возможности и границы познания. Агностицизм, его формы
- 27) Общенаучные методы познания
- 28) Философское учение об истине
- 29) Истина и заблуждение. Правда и ложь. Критерии истины.
- 30) Культура и цивилизация как философские проблемы
- 31) Становление философии истории
- 32) Античная философия. Научные программы античности: атомизм и элементаризм
- 33) Восточная философия.
- 34) Философия эпохи Средневековья.
- 35) Философия эпохи Возрождения
- 36) Философия Нового времени.
- 37) Немецкая классическая философия.
- 38) Формационный подход к.Маркса.
- 39) Индустриальное и постиндустриальное общества как социальные структуры (Парсонс, Ростоу).
- 40) Концепции циклического развития. Культурологический подход о. Шпенглера. Историческая концепция а. Тойнби
- 41) Русская философия конца XIX – начала XX веков, её специфика. Основные положения диалектического и исторического материализма
- Основные черты русской философии
- 42) Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- 43) Философия техники. Специфика взаимодействия человека и общества.
- 44) Концепция этногенеза Гумилёва.
- 45) Западноевропейская философия XX века.
- 46) Философия конца XX – начала XXI веков.
- 48) Общественное сознание и его структура.