17) Структура научного познания.
Основной формой познавательной деятельности, главным её носителем является наука. Основная задача научного познания:
-
обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных законов самого познания, мышление и др. непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, отсюда характерная черта научного познания.
-
объективность, устранение неприсущих предмету исследования субъективных. Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов. Научное знание вбирает в себя опыт обыденного познания, но, общая система факторов в системе понятий, углубляется и развивается до таких наиболее зрелых своих форм как теория и закон. Оно не просто выделяет последнее (как и другие абстракции) но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты и другое называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и долгостоящее.
Для научного познания характерна строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Один из видов научного познания, который имеет своим предметом социальные явления и процессы – общество в целом или его отдельные стороны (экономику, политику и др.), кроме научного, существуют и др. формы знания и познания – обыденное, философское, религиозное – образное и главное мифологическое познание. К вненаучным формам познания относят магию, алхимию, астрономию, парапсихологию, мистическое и экзотермическое познание, так называемое «откульные науки».
Многие формы вненаучного знания, (например, астрологии), а алхимия старше химии, как науки. Вненаучные формы: ненаучное, понимаемое, как разрозненное, неасистематизированное знание, которое не форматизируется и не опис-ая законами, находится в противоречии с существ-ей научной картиной мира; донаучное, выступающее прототипом; паранаучное как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом; лженаучное; квазинаучное знание, методы насилия и принуждения; антинаучное, как утожечное искажение представлений о действительности; псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий.
Метод – способ, путь к истине.
Методы эмпирического познания. Констатует. Непосредственный контакт с помощью органов чувств, говорит о внешнем состоянии.1) Наблюдение и описание наблюдаемого 2) Измерение 3) Сравнение 4) Эксперимент
Методы теоретического познания. Объяснение внутренних свойств предмета. Не эмоциональный метод. 1) Формализация (построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов) 2) Аксиоматический метод (при аксиоматич построении теоретич знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства) 3) Гипотетико - дедуктивное развертывание теории (сначала создается гипотическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке для уточнения и конкретизации) 4) метод восхождения от абстрактного к конкретному (вначале находится главная связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживается, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таки путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта)
Гипотеза и теория.
Гипотетико - дедуктивное развертывание - строится дерево гепотез сложной проблемы, которое затем подвергается опытной проверке. Теория должна быть непротиворечивой и основываться на аксиоматике. Цель теории - целостная картина. Теории необходимо используют абстрагирование.
В изучении научного исследования приходится решать проблемы: на какие характеристики должно быть обращено главное внимание, какие исходные философские понятия необходимо привлекать для его описания и обоснования. Терминологические расхождения при решении проблемы чаще всего свидетельствуют о глубоких различиях между философскими концепциями научного исследования, а, следовательно, об их различных возможностях оказывать влияние на прогресс современной науки. В конечном счете, такие расхождения проявляются в критериях оценки профессиональной подготовки ученых и эффективности научно-исследовательского труда, в поисках путей оптимизации этого вида социальной деятельности.
Познавательная деятельность в современной науке претерпевает существенные изменения, порождаемые главным образом все более углубляющимся разделением научно-исследовательского труда и организованным получением планируемых результатов. В условиях разделения труда научное исследование расчленяется на исходные познавательные задачи (эмпирические, теоретические, конструктивные), которые решаются особыми группами научных работников. Результаты, полученные ими, являются только частью конечных планируемых результатов.
Научное исследование является специфической системой элементов, при помощи которой в науке осуществляются целенаправленные познавательные действия. В этой системе можно выделить следующие необходимые и достаточные элементы: научная проблема; выдвижение и разработка гипотез; выбор предмета исследования; исследовательские программы; методы познания.
Эти составные элементы научного исследования имеют свое основание не только в сознании ученого, но и в реальной структуре научного процесса познания.
Между этими составными частями научного процесса познания существуют закономерные связи, зависимости и взаимодействия. Например, возможности выделения и изучения отдельных структурных единиц, подсистем или фактов в исследуемых объектах зависят от разработанных средств познания, от объема и характера установленных знаний. Эмпирическая точность и логическая строгость исходных знаний в любом научном исследовании находятся в соответствии и со степенью развитости средств познания. Зависимости между составными частями научного процесса познания определяют уровень и характер использования всех составных элементов научного исследования. Структура научного процесса познания играет конструктивную роль по отношению к структуре научного исследования. В ней следует искать конечные основания для принятия или критики самих познавательных действий ученых.
Во всех наиболее важных познавательных действиях (в формулировании проблем, гипотез, в выборе и обосновании предметов исследования, установлении фактов, в эмпирической проверке гипотез, законов, теорий и т.д.) исследователь имеет дело со всеми подсистемами процесса познания. Исходные составные части его задают условия получения и эмпирической проверке результатов в науке, они то и определяют системный характер научного исследования. Использование составных элементов научного исследования зависит, прежде всего, от этих условий, ориентировано на них, и приспосабливается к ним. В этом и состоит существенная особенность научного исследования от различных форм спекулятивных рассуждений, характеризующих псевдонауки.
Системный характер научного исследования проявляется во взаимной корректировке его составных элементов, в устранении тех или других несогласованностей между ними, в контроле над познавательными действиями, позволяющими осуществить поставленные цели. Поэтому использование отдельных элементов научного исследования предполагает определенные ограничения, накладываемые различными видами связей и зависимостей между элементами этой системы.
Согласование всех составных элементов (см. рис. 1) научного исследования в целенаправленную единую систему познавательных действий возможно лишь тогда, когда к ним предъявляются общие нормативные гносеологические и логико-методические требования. В обосновании и использовании каждого элемента научного исследования необходимо соблюдать следующие основные требования: обращаться к самим познаваемым объектам, конкретным результатам; контролировать использование средств и методов познания; сводить возникающие неопределенности до минимума; расчленять все познавательные действия на такие исходные операции, которые допускают воспроизводим ость полученных результатов, проверку одних и тех же результатов при помощи различных методов; последовательно разграничивать познавательные действия с объектами и материальными средствами познания, с одной стороны, и математическими и логико-языковыми средствами - с другой; разграничивать установленные и предполагаемые факты. Каждый из этих составных элементов должен согласовываться с целями научного исследования, допускать уточнение при помощи других элементов, обеспечивать переход от рассуждений о познаваемых объектах к эмпирическому их изучению при помощи методов наблюдения, измерения, эксперимента.
- 2) Мифологическое мышление, его характерные черты. Кризис мифологии
- 3) Научные программы античности: атомизм и элементаризм
- 4) Сущность метафизики как метода. История её развития.
- 5) Сущность диалектики как метода. История её развития
- 6) Диалектика как учение. Принципы диалектики.
- 7) Законы диалектики.
- 8) Категории диалектики.
- 9) Проблема бытия в философии. Бытие как основная категория философской картины мира.
- 10) Смысл и предназначение философии. Специфика философского знания.
- 11) Понятие проблемы. Природа философских проблем
- 12) Предмет философии. Структура и функции философии
- 13) Картины мира: мифологическая, религиозная, философская, научная. Место человека в картине мира
- 14) Понятие материи в истории философии.
- 15) Проблема времени и пространства в философии.
- 16) Сознание как философская проблема.
- 17) Структура научного познания.
- 18) Научная революция и смена научной картины мира. Концепции роста научного знания. Модели науки.
- 19) Проблема движения и развития в философии.
- 20) Смысл человеческого бытия. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.
- 21) Человек как философская проблема. Биосоциальная природа человека
- 22) Понятие личности, ее сущность, структура, социальные роли. Личность и общество
- 23) Понятие ценности. Виды ценностей. Право и мораль. Нравственные ценности.
- Что такое ценность? почему только в хх веке появилось учение о ценностях?
- Как измеряют ценности?
- 24) Свобода как ценность. Свобода, ответственность, необходимость. Проблема свободы в истории философии
- 25) Познание, его сущность, структура. Субъект и объект познания.
- 26) Возможности и границы познания. Агностицизм, его формы
- 27) Общенаучные методы познания
- 28) Философское учение об истине
- 29) Истина и заблуждение. Правда и ложь. Критерии истины.
- 30) Культура и цивилизация как философские проблемы
- 31) Становление философии истории
- 32) Античная философия. Научные программы античности: атомизм и элементаризм
- 33) Восточная философия.
- 34) Философия эпохи Средневековья.
- 35) Философия эпохи Возрождения
- 36) Философия Нового времени.
- 37) Немецкая классическая философия.
- 38) Формационный подход к.Маркса.
- 39) Индустриальное и постиндустриальное общества как социальные структуры (Парсонс, Ростоу).
- 40) Концепции циклического развития. Культурологический подход о. Шпенглера. Историческая концепция а. Тойнби
- 41) Русская философия конца XIX – начала XX веков, её специфика. Основные положения диалектического и исторического материализма
- Основные черты русской философии
- 42) Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- 43) Философия техники. Специфика взаимодействия человека и общества.
- 44) Концепция этногенеза Гумилёва.
- 45) Западноевропейская философия XX века.
- 46) Философия конца XX – начала XXI веков.
- 48) Общественное сознание и его структура.