logo
Filosofia_gotovo

25) Познание, его сущность, структура. Субъект и объект познания.

Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный, прежде всего, общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. В результате взаимодействия объекта и субъекта появляется новое знание о мире.

Термин “знание” в теории познания употребляется в следующем смысле:

1) любая познавательно значимая, адекватная информация об объекте; 2) особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду с практическим отношением. Подавляющее большинство ученых и философов решают проблему познания позитивно, утверждая, что мир познаваем. Однако существует философское направление, представители которого отрицают частично или полностью возможность познания мира, выявления его закономерностей, постижения объективного и адекватного знания. Такое учение называется агностицизм. Характеристикой агностицизма является: 1. Нельзя понимать его как концепцию, которая отрицает сам факт существования познания. Агностицизм не отрицает процесс познания. Речь идет не о самом процессе познания, а о его возможностях и об отношении результатов процесса познания к реальной действительности. 2. Элементы агностицизма обнаруживаются в различных философских системах. Поэтому агностицизм нельзя отождествлять с идеализмом. 3. Агностицизм уловил реальные трудности и сложность процесса познания, многие их которых до сих пор не решены. Например, неисчерпаемость и границы познания, невозможность полного постижения вечно изменяющегося и развивающегося бытия, субъективная форма отражения знания в сознании субъекта.

Процесс познания есть своеобразная форма духовного производства, сложный противоречивый процесс активного творческого отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Процесс познания детерминирован социокультурными факторами и осуществляется человеком как социальным существом, включенным в процесс познавательной деятельности. Теория познания выступает как совокупность знаний о процессе познания и его характеристиках, как итог истории познания, всей материальной и духовной культуры в целом.

Гносеология как раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности, границы, отношение знания к реальности, субъекта и объекта познания, исследуются предпосылки процесса познания, условия достоверности и адекватности знания, критерии его истинности, форм и уровни познания, методы познания и т.д. Термин “гносеология” происходит от греческих слов “gnosis” - “знание” и “logos” - учение и переводится как учение о познании. Термин “гносеология” используется в следующих значениях: 1) учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека и общества; 2) философская концепция, предметом которой является научное познание в его специфике. В этом случае используется понятие “эпистемология”, оно является тождественным понятиям “гносеология”, “теория познания”. Теория познания тесно связана с онтологией (учением о бытии), диалектикой (учением о всеобщих законах развития бытия и познания), логикой и методологией.

Объект и субъект познания не существуют независимо друг от друга, они тесно взаимосвязаны. Субъект – это источник познавательной активности. Обычно под субъектом понимается индивид. Это не совсем верно. Субъект – это прежде всего индивид со всеми его познавательными способностями. Субъектом может быть так же и микрогруппа, и социальная группа, и класс, и общество. В то же время субъектом может выступать и малая точка в коре головного мозга, где совершается мыслительный процесс. Без познающего субъекта процесс познания не возможен.

Объект – это то, на что направлена познавательная активность субъекта. Говоря “объект”, мы как бы ставим вопрос: “объект какого изучения?”, а говоря “субъект”, мы спрашиваем: “субъект чего, субъект какого познания?”. Эти понятия относительны. Л. Фейербах писал: “Я” – субъект, а для других – объект. Я являюсь и объектом и субъектом.

Классификация форм знания. Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения и осуществляется в многообразных формах:

1. Обыденно-практическое познание. Основой данной формы познания являлся опыт практики людей, повседневной жизни. Сфера обыденного познания многообразна. Она включает в себя здравый смысл, эмпирический опыт, общественную психологию.

2. Игровое познание. Игра представляет способ раскрытия истины путем проигрывания различных вариантов сложных познавательных ситуаций.

3. Мифологическое познание играло важную роль на начальном этапе развития человечества. Это фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественное осмысление природы и общества. Мифологическое мышление - это не просто фантазия, это своеобразное моделирование мира с целью фиксации и передачи опыта поколений. Мифологическое мышление тесно связано с эмоциональной сферой, для него характерно неотчетливое разделение объекта и субъекта познания, предмета и знака и т.д.

4. Художественно-образная форма познания зародилась в мифологии и получила свое дальнейшее развитие в искусстве. Оно не решает познавательные задачи, но содержит в себе громаднейший потенциал познания. Искусство является весьма важнейшим способом раскрытия истины.

5. Религиозное познание обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними природным и социальным силам. Однако религия не воспроизводит знания в систематической теоретической форме и не производит объективное знание. Для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное.

6. Философское познание.

7. Научное знание, будучи рациональным, в качестве компонентов содержит и эмоции, и веру.

8. Знание - активное постижение познаваемых предметов и явлений.

Научное знание - это личностное знание. Личностное знание предполагает интеллектуальную самоотдачу. В этом знании выражается сама познающая личность, ее заинтересованное отношение к знанию, личностный подход к трактовке и использованию полученного знания, собственное осмысление (рефлексия) в контексте индивидуальных особенностей познающего субъекта. Личностное знание - это и переживание субъекта.

Типологизация знания может быть проведена по различным критериям. Можно выделить знания рациональные и эмоциональные, феноменолистские (качественные концепции) и эссенцианалистские (количественные концепции), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественнонаучные и гуманитарные и др.