3) Научные программы античности: атомизм и элементаризм
Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые вещи состоят из неделимых частиц - атомов. Возникла в древнегреческой философии.
Атомистизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. Согласно их учению существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов.
Лучшие греческие философы заметили, что элеаты в своих рассуждениях делят рассматриваемую реальность до бесконечности. Например, рассуждая о множественности, элеаты считают, что между двумя вещами есть третья, меньшая и так далее, вплоть до бесконечно малых вещей. В рассуждениях стрела не сдвигается с места, ибо перед ней поставили бесконечный ряд уменьшающихся по направлению к нулю отрезков. Левкипп и Демокрит нашли радикальный выход: они стали утверждать, что существуют неделимые фрагменты (атомы) вещества, пространства и времени. Атомы вещества с эпохи древних греков и до наших дней называют просто атомами, атомы пространства называются амерами, а атомы времени хрононами. Кроме атомов вещества есть еще и пустота. Итак, любая вещь состоит из атомов и пустоты. В этом, мол, и состоит тайна соотношения единого и многого, вещей много, но все они построены из атомов и пустоты.
АТОМИЗМ (от греч. atomon – неделимое) – атомистика, учение о том, что все вещи состоят из самостоятельных элементов (атомов) и что все совершающееся основывается на перемещении, соединении и разъединении этих элементов. Это представление об атоме и по сей день господствует в воззрениях на мир и природу там, где допускается механическое понимание причинных связей, и лишь постепенно начинает уступать место современному взгляду на предмет – целостному его рассмотрению.
Каждая вещь состоит из определенного, не бесконечного числа атомов и промежутков пустоты. Неправомерно считать, что между атомами и пустотой находится еще нечто. Всякая вещь имеет конечные размеры. Стрела действительно движется, ибо движение есть, по определению, прохождение определенного числа атомов пространства (амер) за определенное число атомов времени — хрононов.
Представления, развитые атомистами, позволили объяснить множество явлений природы, не случайно они вошли в золотой фонд физики, а также биологии (после открытия гена).
ЭЛЕМЕНТАРИЗМ - Общий термин для обозначения любой атомистической философской позиции, в которой утверждается, что сложные явления могут быть поняты только через их наиболее примитивные (то есть элементарные) части.
Когда вникаешь в споры доминирующих философских теорий нашего времени, напрашивается вывод о том, что основной гносеологической дихотомией в 20-м веке является полярная пара категорий «элементаризм – холизм».
Элементаризм, он же атомизм, исходит из положения, что поведение системы определяется свойствами составляющих её элементов – далее неразложимых её частей. Какой-то один элемент, свойство, фактор выбираются в качестве главного, поэтому элементаризм обычно выступает в форме редукционизма или монизма.
Холизм (от греч. holos – целое) утверждает противоположное: поведение системы определяется не её элементами, а устойчивыми валентными связями между ними, то есть завершенной, хотя и не наполненной структурой, существующей изначально. Целое трактуется как несводимое к сумме его частей.
ДЕМОКРИТ из Абдеp (род. ок. 460, Абдеры, Фракия – ум. ок. 371 до Р. X., там же) – древнегреч. философ. Основатель атомизма. Учил, что все происходящее представляет собой движение атомов, которые различаются по форме и величине, месту и расположению, находятся в пустом пространстве в вечном движении, и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и приходят к гибели. Душа, тождественная со стихией огня, состоит из мельчайших гладких и круглых атомов, которые распространены по всему телу; органом мышления является лишь мозг. Ощущения возникают благодаря тому, что исходящие из вещей истечения, отделяющиеся от них «образы» проникают в душу и приводят ее в движение. Высшее благо – это блаженство; оно состоит в покое и веселии души и может быть достигнуто благодаря обузданию своих желаний и умеренному образу жизни. Самого Демокрита уже в древности (за то, что он следовал этому учению) называли «смеющимся философом».
БОШКОВИЧ (Boskovic) Руджер Иосип (род. 18 мая 1711, Дубровник ум. 13 февр. 1787, Милан) – хорват, философ и математик, проф. ун-тов в Риме, Павии (1764) и Париже (1773). Разработал учение о динамическом атомизме, в основание которого были положены представления о непротяженных и неделимых материальных частицах (точках), между которыми действуют силы притяжения и отталкивания, подчиняющиеся универсальному закону. Этим ученый в определенном смысле предвосхитил некоторые из современных представлений о материи, пространстве и времени.
Cеннерт Даниель (род. 25 нояб. 1572, Бреслау – ум. 21 июля 1637, Виттенберг) – нем. натурфилософ, профессор медицины, разрабатывал атомизм еще до Гассенди, которого обычно считают философом, возродившим атомизм. В своей философии он развивал не абстрактно-механистическую, а наглядно всеобъемлющую атомистическую систему.
- 2) Мифологическое мышление, его характерные черты. Кризис мифологии
- 3) Научные программы античности: атомизм и элементаризм
- 4) Сущность метафизики как метода. История её развития.
- 5) Сущность диалектики как метода. История её развития
- 6) Диалектика как учение. Принципы диалектики.
- 7) Законы диалектики.
- 8) Категории диалектики.
- 9) Проблема бытия в философии. Бытие как основная категория философской картины мира.
- 10) Смысл и предназначение философии. Специфика философского знания.
- 11) Понятие проблемы. Природа философских проблем
- 12) Предмет философии. Структура и функции философии
- 13) Картины мира: мифологическая, религиозная, философская, научная. Место человека в картине мира
- 14) Понятие материи в истории философии.
- 15) Проблема времени и пространства в философии.
- 16) Сознание как философская проблема.
- 17) Структура научного познания.
- 18) Научная революция и смена научной картины мира. Концепции роста научного знания. Модели науки.
- 19) Проблема движения и развития в философии.
- 20) Смысл человеческого бытия. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.
- 21) Человек как философская проблема. Биосоциальная природа человека
- 22) Понятие личности, ее сущность, структура, социальные роли. Личность и общество
- 23) Понятие ценности. Виды ценностей. Право и мораль. Нравственные ценности.
- Что такое ценность? почему только в хх веке появилось учение о ценностях?
- Как измеряют ценности?
- 24) Свобода как ценность. Свобода, ответственность, необходимость. Проблема свободы в истории философии
- 25) Познание, его сущность, структура. Субъект и объект познания.
- 26) Возможности и границы познания. Агностицизм, его формы
- 27) Общенаучные методы познания
- 28) Философское учение об истине
- 29) Истина и заблуждение. Правда и ложь. Критерии истины.
- 30) Культура и цивилизация как философские проблемы
- 31) Становление философии истории
- 32) Античная философия. Научные программы античности: атомизм и элементаризм
- 33) Восточная философия.
- 34) Философия эпохи Средневековья.
- 35) Философия эпохи Возрождения
- 36) Философия Нового времени.
- 37) Немецкая классическая философия.
- 38) Формационный подход к.Маркса.
- 39) Индустриальное и постиндустриальное общества как социальные структуры (Парсонс, Ростоу).
- 40) Концепции циклического развития. Культурологический подход о. Шпенглера. Историческая концепция а. Тойнби
- 41) Русская философия конца XIX – начала XX веков, её специфика. Основные положения диалектического и исторического материализма
- Основные черты русской философии
- 42) Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- 43) Философия техники. Специфика взаимодействия человека и общества.
- 44) Концепция этногенеза Гумилёва.
- 45) Западноевропейская философия XX века.
- 46) Философия конца XX – начала XXI веков.
- 48) Общественное сознание и его структура.