logo
Filosofia_gotovo

29) Истина и заблуждение. Правда и ложь. Критерии истины.

Истина и заблуждение. Категории истины и заблуждения - ключевые категории теории познания, выражающие две стороны процесса познания. Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение - это неадекватная форма знания, неосознанное искаженное отражение действительности. Заблуждения неизбежны, они являются необходимым моментом развития знания. Заблуждения многообразны по своим формам. Следует различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т.д. Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и связанной с этим дезинформации, передачи заведомо ложного знания. Развитие практики и процесса познания показывают, что заблуждения преодолеваются постепенно, превращаются в истинные знания. Важнейшие предпосылки преодоления заблуждений - изменение и совершенствование социальных условий, развитие и углубление знания, зрелость практики. А это требует конструктивно-критического подхода к действительности.

Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, то есть адекватное, верное, правильное отражение действительности. Достижение истины - непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и др.).

Признаки истины:

1. Объективность истины - конечная обусловленность реальной действительностью, практикой, независимостью содержания истинного знания от субъекта познания.

2. Истина не есть свойство материальных объектов, а характеристика знания о них.

3. Истина субъективна по форме и по способу реализации.

4. Истина есть процесс, а не одноразовый акт познания объекта.

5. Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) есть полное, исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, но познание постоянно приближается к нему, а также это тот элемент знания, который не может быть опровергнут в будущем. Догматизм преувеличивает значение абсолютности истины, ее устойчивости.

6. Относительная истина (относительное в объективной истине) выражает изменчивость истинного знания, его углубление и развитие. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Творческое развитие относительных истин на основе практики дает нам абсолютную истину. Релятивизм преувеличивает относительность истины, ее изменчивость и развитие.

7. Истина всегда конкретна. Любое истинное знание определяется в своем содержании и применении конкретными условиями времени, эпохи и другими обстоятельствами. Игнорирование определенной ситуации может превратить истинное знание в заблуждение.

Критерии истинности знания. В качестве критериев истинности знания можно выделить такие, как непротиворечивость (с точки зрения формальной логики), простота, красота, эвристичность (способность знания к саморасширению), когерентность (согласованность данного знания с фундаментальными идеями), способность к самокритической рефлексии, антиконъюнктурность, плюрализм знания. Данные критерии истинности знания относятся к вторичным критериям, поскольку они не могут доказать истинность знания относительно удовлетворения потребностей человека в преобразовании окружающей среды. На их основании мы можем только говорить об условно-истинном знании. Решающим критерием истинности знания является практика. Проверка знания практикой есть процесс, то есть носит исторический и диалектический характер. А в силу этого практика как критерий и абсолютна, и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте может доказать теоретические положения. Относительна в том плане, что сама практика развивается, совершенствуется и не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы. Диалектичность практики как критерия истины является объективной основой возникновения и существования других критериев истинности знания.