20) Смысл человеческого бытия. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.
Проблема человека во все исторические эпохи занимала большое место в философии. Многие считали, что в процессе генезиса (становления) философии проблема человека (антропология) хронологически была первой областью философского знания, то есть философия пыталась ответить на вопрос: «Что такое человек». И в разные исторические эпохи давалось разное понимание этой проблемы.
Издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого бытия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти.
Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Сущность жизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа существования белковых тел (Ф. Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного порыва» (А. Бергсон). Но аксиологический аспект осмысления жизни заключается не столько в выяснении ее сути, сколько в поисках ответов на вопросы: «в чем смысл жизни?», «зачем человек живет?».
Жизнь является всеобщим необходимым условием осуществления всех иных (реальных и утопических) целей, задач, мечтаний, которые человек ставит перед собой. В отличие от животного человек осознает свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна. Поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Выяснение, уяснение и поиск этого смысла выступают, таким образом, предварительными условиями человеческого бессмертия.
Выступая абсолютной, высшей ценностью, жизнь может иметь различную цену.
Таким образом, поиск смысла жизни для человека является естественным процессом и вытекает он из естественной же потребности самоощущения значимости своей жизни для других и самого себя. Смысл жизни не может быть определен окончательно, потому что он не задан наперед, а формируется человеком на каждом конкретном этапе своего бытия. Любые конкретные привязки к отдельным смыс-ложизнеиным ценностям имеют смысл, но не могут охватить все целое. Смысл жизни не может быть исчерпан даже самым полным перечнем смысложизненных ценностей.
Поэтому, если и возможно, то лишь самое абстрактное (а поэтому и малоценное в практическом отношении) его определение; смысл жизни заключается в самой жизни, в том, чтобы жить подлинной жизнью, быть Человеком при всех обстоятельствах и даже вопреки им.
Смерть - завершающий момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной — бестленной, духовной.
Проблема смерти приобретает центральное значение у Фрейда. И центральной является именно проблема смерти, связанная неразрывно с проблемой времени. Проблема бессмертия вторична, и она обычно неверно ставилась. Смерть есть самый глубокий и самый значительный факт жизни, возвышающий самого последнего из смертных над обыденностью и пошлостью жизни.
Платон учил, что философия есть не что иное, как приготовление к смерти. Но беда лишь в том, что философия сама по себе не знает, как нужно умереть и как победить смерть.
Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от мировоззренческих установок.
Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Как и всё. что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё существование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь процессом умирания. От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно нереализуемое, адекватное существо.
Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека — всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом.
Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, последующих поколениях. Человек создает различные предметы, орудия труда, научные труды, совершает новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и более длительное, чем у индивида, существование.
- 2) Мифологическое мышление, его характерные черты. Кризис мифологии
- 3) Научные программы античности: атомизм и элементаризм
- 4) Сущность метафизики как метода. История её развития.
- 5) Сущность диалектики как метода. История её развития
- 6) Диалектика как учение. Принципы диалектики.
- 7) Законы диалектики.
- 8) Категории диалектики.
- 9) Проблема бытия в философии. Бытие как основная категория философской картины мира.
- 10) Смысл и предназначение философии. Специфика философского знания.
- 11) Понятие проблемы. Природа философских проблем
- 12) Предмет философии. Структура и функции философии
- 13) Картины мира: мифологическая, религиозная, философская, научная. Место человека в картине мира
- 14) Понятие материи в истории философии.
- 15) Проблема времени и пространства в философии.
- 16) Сознание как философская проблема.
- 17) Структура научного познания.
- 18) Научная революция и смена научной картины мира. Концепции роста научного знания. Модели науки.
- 19) Проблема движения и развития в философии.
- 20) Смысл человеческого бытия. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.
- 21) Человек как философская проблема. Биосоциальная природа человека
- 22) Понятие личности, ее сущность, структура, социальные роли. Личность и общество
- 23) Понятие ценности. Виды ценностей. Право и мораль. Нравственные ценности.
- Что такое ценность? почему только в хх веке появилось учение о ценностях?
- Как измеряют ценности?
- 24) Свобода как ценность. Свобода, ответственность, необходимость. Проблема свободы в истории философии
- 25) Познание, его сущность, структура. Субъект и объект познания.
- 26) Возможности и границы познания. Агностицизм, его формы
- 27) Общенаучные методы познания
- 28) Философское учение об истине
- 29) Истина и заблуждение. Правда и ложь. Критерии истины.
- 30) Культура и цивилизация как философские проблемы
- 31) Становление философии истории
- 32) Античная философия. Научные программы античности: атомизм и элементаризм
- 33) Восточная философия.
- 34) Философия эпохи Средневековья.
- 35) Философия эпохи Возрождения
- 36) Философия Нового времени.
- 37) Немецкая классическая философия.
- 38) Формационный подход к.Маркса.
- 39) Индустриальное и постиндустриальное общества как социальные структуры (Парсонс, Ростоу).
- 40) Концепции циклического развития. Культурологический подход о. Шпенглера. Историческая концепция а. Тойнби
- 41) Русская философия конца XIX – начала XX веков, её специфика. Основные положения диалектического и исторического материализма
- Основные черты русской философии
- 42) Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- 43) Философия техники. Специфика взаимодействия человека и общества.
- 44) Концепция этногенеза Гумилёва.
- 45) Западноевропейская философия XX века.
- 46) Философия конца XX – начала XXI веков.
- 48) Общественное сознание и его структура.