Рационализм в философии Нового времени.
Эпоха XVII в.: первые буржуазные резолюции в Нидерландах и Англии. Радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании. Развитие науки определяли мануфактурное производство, рост мировой торговли, мореплавание, военное дело. Идеал человека - предприимчивый купец и любознательный ученый. Передовые европейские государства, стремясь к военному и экономическому господству, поддерживают науку: образование академий наук, научных обществ (Лондонское королевское общество - Р. Бойль, основоположник новых химии и физики, И. Ньютон; в Париже - Естественно-научная академия). В науке - опытно-экспериментальные исследования и математические формализованные методики (возникли в эпоху Возрождения) - появление алгебры, дифференциального и интегрального исчислений, аналитической геометрии. Научные исследования объединяются в одном экспериментально-математическом методе познания. Ведущая наука - механика (о движении тел), сыгравшая огромное методологическое значение в формировании философско-мировоззренческих взглядов XVII в. Философия связана с социальной почвой не только через естествознание, но и через религиозное мировоззрение, государственную идеологию. Ученые обращались к Божественному всемогуществу, «первотолчку», «мировому разуму». Соотношение материализма и идеализма, теизма и атеизма не является жесткой альтернативой «или... или». Философия согласовывает естественно-научную картину мира с существованием трансцендентной личности - деизм, концепция «двух истин» - «божественной» и «природной». С новой силой начинается полемика: чем является основа подлинного знания – разум или опыт? Итак, в XVII в. в Европе возникла новая философия на идеях самоценности разума и важности целенаправленного экспериментально-опытного изучения мира. Выделяют два основных направления: 1) эмпиризм. Чувственный опыт – единственный источник знаний: а) идеалистический эмпиризм. Опыт - совокупность ощущений и представлений; б) материалистический. Источник чувственного опыта - внешний мир; 2) рационализм. На первом плане - логическое основание науки, разум - источник познания и критерий истинности. Основные идеи философии Нового времени. 1. Автономно мыслящий субъект. 2. Методическое сомнение. 3. Индуктивно-эмпирический метод. 4. Рационально-дедуктивный метод, интеллектуальная интуиция. 5. Гипотетико-дедуктивное построение научной теории. 6. Новое юридическое мировоззрение: обоснование и защита прав гражданина. Мыслители. Барух Спиноза (1632-1677), нидерландец. Монизм: все происходит из единой субстанции - материи либо духа. Готфрид Лейбниц (1646-1716), немец. Мир происходит из монад - духовных элементов бытия. У истоков и в центре философии Р. Декарта (картезианства) - человек, «я» как «мыслящая вещь» - «вещь сомневающаяся, утверждающая, отрицающая, знающая весьма немногое и многое не знающая, любящая, ненавидящая и чувствующая». Доказательство могущества разума - в критике притязаний чувственного познания быть абсолютным критерием истинности, в универсальном сомнении в «старых истинах», опирающихся на авторитеты и не отвечающих критериям ясности и самоочевидности. Определенность философии в том, что «во всем должно сомневаться», не превращать данные органов чувств в истину. Это же относится к достоверности познания, основанного на имени «авторитетов». Прежде чем довериться данным органов чувств или мнению «авторитетов», надо исследовать творческие возможности интеллекта. В центре внимания - проблемы познания. Универсальное сомнение обусловлено эпохой, которая с трудом расставалась со схоластическими традициями. Ф. Бэкон преодолевал эти традиции с помощью критики «идолов» и строил новое здание на основании опыта и индукции. Р. Декарт боролся с ними с помощью дедукции, основанной на ясных и очевидных истинах. Образец рационалистической методологии Р. Декарта – математика как символ ясности и дедуктивной строгости. Р. Декарт доказал возможности своей методологии через открытия в математике, физике, физиологии, космогонии. По его мнению, ученый должен заниматься анализом того, каким образом Бог создавал те или иные вещи, и оставлять в стороне вопрос, зачем он это делает.
- Исторические типы мировоззрений: миф, религия, философия. Проблема происхождения философии.
- Предмет философии, структура философского знания. Функции философии.
- Основные этапы развития философской мысли.
- Философия Древней Индии.
- Философия Древнего Китая.
- Общая характеристика и основные этапы античной философии.
- Классический период античной философии.
- Особенности Средневековой философии.
- Основные этапы философии Средних веков.
- Философия эпохи Возрождения (Ренессанса): антропоцентризм и гуманизм.
- Эмпиризм в философии Нового времени.
- Рационализм в философии Нового времени.
- Философские и общественно-политические идеи французского Просвещения.
- Немецкая классическая философия.
- Особенности постклассической философии (XIX-XX вв.)
- Основные направления философии XIX-XX вв.
- Специфические черты русской философии.
- Основные направления русской философии.
- Онтология как философское учение о бытии.
- Материя и ее атрибуты: движение, пространство, время.
- Диалектика как метод философии и учение о развитии, всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений. Законы диалектики.
- Проблема сознания.
- Гносеология как философское учение о познании. Проблема истины.
- Философия науки и техники.
- Глобальные проблемы современности.
- Человек как объект философского осмысления.
- Человек как биосоциальная система. Индивид, индивидуальность, личность.
- Социальная философия. Общество и его структура.
- Теории развития общества.
- Философия культуры
- Философия религии.
- Знание и вера.
- Философия и ценности.
- Культура и цивилизация.
- Этика как предмет философского осмысления.
- Проблема искусственного интеллекта.