logo
shpargalka_print

Проблема сознания.

Сознание – категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности. Сознание – состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчете об этих событиях. В философии сознание рассматривается, как способность со-относиться, со-знавать предмет. (Гегель) при этом под сознанием понимается не психическая способность тела (как в психологии), но фундаментальный способ, каким человек соотнесён со своим предметом и миром вообще. Подходы к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный социализм, умеренный материализм. Точки зрения на вопрос происхождения сознания: сознание имеет космическое происхождение, сознание присуще всем живым организмам, сознание – свойство исключительно человеческое. Выделяют формы сознания: самосознание (как сознание сознанием самого себя), рассудок (как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях), разум (как самосознающий рассудок), дух (как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы). Сознание — символическое бытие мозговых структур, оно отражает окружающий нас мир, отражает материю. Сознание часто определяют как субъективный образ объективного мира. Сознание — это уяснение субъектом природы некоторых явлений и процессов, оно является результатом познания, а способом его существования является знание. В истории философии первым был термин душа. Через некоторое время философский анализ привел к необходимости наряду с понятием «души» как особой части человека выделить понятие «ум» как составляющую вне индивидуальной, надындивидуальной, но духовной составляющей мира. Понятие «ум» также применялось и для характеристики части индивидуального сознания, определяющейся как часть мыслящая, в отличие от части чувствующей, а также в противоположность эмоциям и воле. Господство в прошлом религиозной идеологии имело печальные последствия для развития философии. Отразилось оно и на исследованиях души, духовной деятельности человека. Сознание в развитом виде выступает как уникальное свойство человека, и религия (любая мировая религия) не могла не обратить на это внимание и представила сознание, душу человека как дар божий, благодаря которому человек оказался сопричастен Богу. И именно традиционное использование слова «душа» в религиозном смысле заставило отказаться от этого слова в науке и употреблять слово «сознание». Сознание — это одна из черт человека, определяющая его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус. Философия выделяет основные типы отношения сознания к миру: познание (одной из форм существования сознания является знание); практика, которая представляет собой целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека; ценностное отношение к миру, к обществу, к человеку, которое определяется системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм. Сознание многофункционально: оно обеспечивает жизнедеятельность человека и общества в такой же степени, как и материальное производство; оно порождает мир идеальных образов, мир особых идеальных объектов и дает возможность отрываться от материального мира, уходить за его пределы, возвышаться над ним; оно идеально дает проигрывать действия и предвидеть результаты материальных действий, позволяет выбирать наилучшие, как ему представляется, способы действий для достижения заранее поставленных целей; оно способно возвыситься над реальным миром и реальными отношениями настолько, что может увести человека в вымышленный мир, принимая эти вымыслы за высшую реальность, за истинно сущий мир; оно может переключить мысли, чувства человека на этот мир и подчинить ему многие формы жизнедеятельности человека. В жизни возникли и развились по меньшей мере две сферы духовной жизни, где элементы вымысла оказались преобладающими: религия; искусство. Сознание, с одной стороны, может создать возможности для активной преобразующей деятельности в материальном производстве, в науке и технике, в общественной деятельности, с другой стороны, оно может допустить уход в мир искусства, в мир религии, в мир фантазии.