Особенности Средневековой философии.
Философия Средних веков — это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии. Основной частью феодальной культуры была религия. Духовенство являлось единственным образованным классом, поэтому юриспруденция, естествознание, философия были приведены в соответствие с учением церкви: в Китае учение о дао приспособили к потребностям религии: дао предстало не как естественный закон, а как божественная предопределенность; буддистская философия стала разрабатывать проблемы иллюзорности бытия и истинности небытия, бессмертия души и ее перевоплощения на путях достижения вечного духовного мира через усовершенствование самосознания; конфуцианство обратилось к идеалистическим и мистическим идеям буддизма и даосизма для оправдания феодального строя: люди должны покорно подчиняться судьбе, обуздывая все свои «злые» помыслы; в Европе господствующей была христианская религия, противопоставляющая многочисленным разрозненным феодальным государствам свою строгую централизованную систему контроля над умами и душами людей. Источником философских размышлений были догматы Священного писания. Для философии Средневековья характерной чертой был теоцентризм — обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира. Схоластика (от греч. schole — школа) — это средневековая христианская философия, которая господствовала в школьном преподавании и всецело зависела от теологии. Основная задача схоластики — обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем. Родоначальником католической теологии и систематизатором схоластики был Фома Аквинский (1225–1274). Основные труды Фомы Аквинского: «Сумма теологии»; «Сумма философии»; «Сумма против язычников». В работах Фомы Аквинского вводятся термины: бытие возможное; бытие действительное; категории материи как возможность бытия; категории формы как действительности бытия. Интересны социально-философские воззрения Фомы Аквинского, он считал, что личность — это «самое благородное во всей разумной природе» явление. Она обладает интеллектом, чувствами и волей. Основные темы средневековой философии: 1) теоцентризм — принцип, исходя из которого Бог является центром средневековых философских и религиозных представлений; 2) монотеизм — Бог един и уникален, в отличие от античных богов; 3) креационизм — учение, в котором говорится о сотворении Богом мира из ничего и дается ответ на еще в Античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное; 4) символизм — принцип понимания земного как инобытия, мира Бога; 5) средневековый антропоцентризм — согласно ему человек — созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии, по мнению мудрецов Средневековья, — не Космос, а человек. Величайшая добродетель — не интеллект, не разум, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Чтобы быть человеком, надо надеяться, верить, любить и жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди; 6) средневековая герменевтика — искусство истолкования текстов.
- Исторические типы мировоззрений: миф, религия, философия. Проблема происхождения философии.
- Предмет философии, структура философского знания. Функции философии.
- Основные этапы развития философской мысли.
- Философия Древней Индии.
- Философия Древнего Китая.
- Общая характеристика и основные этапы античной философии.
- Классический период античной философии.
- Особенности Средневековой философии.
- Основные этапы философии Средних веков.
- Философия эпохи Возрождения (Ренессанса): антропоцентризм и гуманизм.
- Эмпиризм в философии Нового времени.
- Рационализм в философии Нового времени.
- Философские и общественно-политические идеи французского Просвещения.
- Немецкая классическая философия.
- Особенности постклассической философии (XIX-XX вв.)
- Основные направления философии XIX-XX вв.
- Специфические черты русской философии.
- Основные направления русской философии.
- Онтология как философское учение о бытии.
- Материя и ее атрибуты: движение, пространство, время.
- Диалектика как метод философии и учение о развитии, всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений. Законы диалектики.
- Проблема сознания.
- Гносеология как философское учение о познании. Проблема истины.
- Философия науки и техники.
- Глобальные проблемы современности.
- Человек как объект философского осмысления.
- Человек как биосоциальная система. Индивид, индивидуальность, личность.
- Социальная философия. Общество и его структура.
- Теории развития общества.
- Философия культуры
- Философия религии.
- Знание и вера.
- Философия и ценности.
- Культура и цивилизация.
- Этика как предмет философского осмысления.
- Проблема искусственного интеллекта.