Человек как объект философского осмысления.
Проблема человека является одной из самых важных для всей философии. Первые представления о человеке возникли задолго до появления самой философии. Люди представляли себе происхождение человечества и его место в окружающем мире в философских и религиозных формах. Большое внимание проблеме человека уделялось в древнекитайской и древнеиндийской философских традициях. Так, напр., китайский философ Конфуций предложил следующие этические принципы поведения «идеального человека»: гуманность, человечность, любовь к людям. В античной философии человек рассматривался как составная часть мироздания, космоса. Жизнь человека получает смысл, если он реализует свое предназначение в космосе – следует своей судьбе. Но и космос получает смысл, поскольку в нем существует человек. «Человек – это мера всех вещей», – утверждали древнегреческие софисты. Для выдающегося древнегреческого философа Сократа главный интерес представлял собой внутренний мир человека. Ученик Сократа Платон развил учение о человеке как о двойственном существе, имеющем бренное тело и бессмертную душу. Аристотель писал о том, что человек – существо «политическое», т. е. существующее только в полисе, в сообществе людей. Христианство сформировало понимание сущности человека как свободной личности, находящейся в центре мировой истории. История начиналась с грехопадения и должна согласно христианским взглядам закончиться спасением. В эпоху Возрождения человек рассматривается как самостоятельный творец истории и окружающего его мира. В Новое время формируется понимание человека как субъекта познания. Здесь становится возможным крайность субъективизма – утверждение о том, что мир не существует вне нашего восприятия и представления о нем. В философии XX в. распространяется представление о человеке как о существе, чье существование предшествует сущности. Это означает, что нет раз и навсегда определенных представлений о том, каким должен быть человек. Каждый человек в ходе своей жизни делает свой выбор, каким образом он будет человеком.
-
Содержание
- Исторические типы мировоззрений: миф, религия, философия. Проблема происхождения философии.
- Предмет философии, структура философского знания. Функции философии.
- Основные этапы развития философской мысли.
- Философия Древней Индии.
- Философия Древнего Китая.
- Общая характеристика и основные этапы античной философии.
- Классический период античной философии.
- Особенности Средневековой философии.
- Основные этапы философии Средних веков.
- Философия эпохи Возрождения (Ренессанса): антропоцентризм и гуманизм.
- Эмпиризм в философии Нового времени.
- Рационализм в философии Нового времени.
- Философские и общественно-политические идеи французского Просвещения.
- Немецкая классическая философия.
- Особенности постклассической философии (XIX-XX вв.)
- Основные направления философии XIX-XX вв.
- Специфические черты русской философии.
- Основные направления русской философии.
- Онтология как философское учение о бытии.
- Материя и ее атрибуты: движение, пространство, время.
- Диалектика как метод философии и учение о развитии, всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений. Законы диалектики.
- Проблема сознания.
- Гносеология как философское учение о познании. Проблема истины.
- Философия науки и техники.
- Глобальные проблемы современности.
- Человек как объект философского осмысления.
- Человек как биосоциальная система. Индивид, индивидуальность, личность.
- Социальная философия. Общество и его структура.
- Теории развития общества.
- Философия культуры
- Философия религии.
- Знание и вера.
- Философия и ценности.
- Культура и цивилизация.
- Этика как предмет философского осмысления.
- Проблема искусственного интеллекта.