Философия эпохи Возрождения (Ренессанса): антропоцентризм и гуманизм.
Возрождение: гармония, мощь, интеллект. Возрождение или Ренессанс: эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Рамки эпохи – 14-16 века. Отличительные черты: светский характер культуры; антропоцентризм (то есть интерес прежде всего к человеку и его деятельности); появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение», так и появился термин. Философия эпохи возрождения: антропоцентризм (титанизм, пантеизм, гуманизм); социальные учения (утопический социализм, теория «естественных прав человека»); эпоха гигантов в философии, литературе и искусстве. Антропоцентризм – философское учение, согласно которому человек есть центр всей Вселенной и цель совершающихся всех в мире событий. В центре внимания уже не космос и не Бог, а живой и деятельный человек. Человек – венец творения. Мы господствующее творение на земле. Образы подобия бога составляют сущность творения на земле. Гуманизм – общественно-философское движение, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность. В 15 в. Возрождается Платоновская академия. Философы эпохи возрождения: Николай Кузанский, Пико Делла Мирандола, Лоренцо Вала, Жан Боден, Монтень, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер, Кампанелла, Джордано Бруно. Гуманизм, право человека на земное благо. Мир – высшая ценность. Политический идеал – всемирная христианская монархия. Глава государства – светское лицо. Принципы законности, справедливости, свободы. Основные направления философии возрождения: натурфилософия (проблемы материи, проблема движения), диалектика и метафизика, гносеология (познаваемость окружающего мира, отрицание врожденных идей, утверждение разума и логики). Политика (два направления: монархическое, республиканское), утопизм (обоснование социального идеала т. е. на основе божественного закона, общественный труд, отрицание частной собственности, равное распределение материальных благ). Основные направления: гуманистическое (Данте Алигьери, Франческо Петрарка), неоплатоническое (Н. Кузанский), натурфилософия (Н. Коперник, Джордано Бруно), реформационное (Мартин Лютер), политическое (Томас Мор)
-
Содержание
- Исторические типы мировоззрений: миф, религия, философия. Проблема происхождения философии.
- Предмет философии, структура философского знания. Функции философии.
- Основные этапы развития философской мысли.
- Философия Древней Индии.
- Философия Древнего Китая.
- Общая характеристика и основные этапы античной философии.
- Классический период античной философии.
- Особенности Средневековой философии.
- Основные этапы философии Средних веков.
- Философия эпохи Возрождения (Ренессанса): антропоцентризм и гуманизм.
- Эмпиризм в философии Нового времени.
- Рационализм в философии Нового времени.
- Философские и общественно-политические идеи французского Просвещения.
- Немецкая классическая философия.
- Особенности постклассической философии (XIX-XX вв.)
- Основные направления философии XIX-XX вв.
- Специфические черты русской философии.
- Основные направления русской философии.
- Онтология как философское учение о бытии.
- Материя и ее атрибуты: движение, пространство, время.
- Диалектика как метод философии и учение о развитии, всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений. Законы диалектики.
- Проблема сознания.
- Гносеология как философское учение о познании. Проблема истины.
- Философия науки и техники.
- Глобальные проблемы современности.
- Человек как объект философского осмысления.
- Человек как биосоциальная система. Индивид, индивидуальность, личность.
- Социальная философия. Общество и его структура.
- Теории развития общества.
- Философия культуры
- Философия религии.
- Знание и вера.
- Философия и ценности.
- Культура и цивилизация.
- Этика как предмет философского осмысления.
- Проблема искусственного интеллекта.