Философия науки и техники.
Наука — это сфера деятельности людей, основной функцией которой является выработка, систематизация, проверка объективных знаний о действительности. Наука появилась в Древней Греции, ее родоначальниками считаются Аристотель, Архимед, Евклид и др. Долгое время наука не развивалась, и только в Новое время (XVI–XVII вв.) ситуация изменилась — наука стала важнейшим фактором жизни. С точки зрения философии в науке различают два уровня исследования: эмпирический (направлен непосредственно на изучаемый объект и реализуется с помощью эксперимента и наблюдения); теоретический(концентрируется вокруг обобщающих идей, законов, гипотез, принципов). Важная особенность научного исследования — взаимонагруженность эмпирических и теоретических данных. 1. Эмпирический способ исследования. Эксперимент является основным способом эмпирического исследования. Эксперимент — это испытание явлений, которые изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Составляющие эксперимента: экспериментатор; изучаемое явление; приборы. Другой способ эмпирического познания — наблюдение. Наблюдением с точки зрения эмпирического познания называют целостный способ изучения явлений, наблюдение биологических, астрономических, социальных и других процессов. 2. Теоретический способ исследования. Теорией называется система понятий, законов и принципов, позволяющая описать и объяснить не который класс явлений. С помощью теории можно объяснить огромное количество фактов, получить в лаконичной форме емкую информацию, спрогнозировать будущий ход событий. Наука является сложным и многогранным общественным явлением: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться, но и общество на высокой ступени развития немыслимо без науки. В разное время роль науки была неодинакова, но значение ее понималось уже в глубокой древности. В Античности наука являлась результатом происшедшего разделения умственного и физического труда. В виде самостоятельной формы общественного сознания она стала функционировать начиная с эпохи эллинизма, когда целостная культура Античности начала разделяться на отдельные виды и формы духовной деятельности. Появление собственно научных, обособленных и от философии, и от религии форм знания связывается с именем Аристотеля, заложившего первоначальные основы классификации различных знаний. В Средневековье также происходил процесс развития знания, хотя порой и в скрытой форме, как, например, химия (химическое мышление) в форме алхимии. Феодальное общество с его капитализмом поставило такие практические проблемы, которые могли быть разрешены уже только научно: производство достигало масштабов, делавших необходимым применение механики, математики и других наук. Наука стала духовным содержанием производительных сил, ее достижения воплощались в технических нововведениях. Весь следующий ход истории являет собой неуклонный и все углубляющийся процесс «онаучивания» производства. Последующее развитие науки обусловливается неуклонно возрастающими потребностями производства и расширением мирового рынка. Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена. Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: является ли философия наукой; взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она — наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук — конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного — выявление более общих закономерностей и тенденций. Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует: на первоначальные позиции ученого; его отношение к миру и познанию; на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.). Философия и вне научное знание Вне научное знание можно разделить: на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.; отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что пара наука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности. В науке различают: эмпирический уровень исследования — направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения; теоретический уровень исследования — сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез. Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки. Идеалы науки — это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.
- Исторические типы мировоззрений: миф, религия, философия. Проблема происхождения философии.
- Предмет философии, структура философского знания. Функции философии.
- Основные этапы развития философской мысли.
- Философия Древней Индии.
- Философия Древнего Китая.
- Общая характеристика и основные этапы античной философии.
- Классический период античной философии.
- Особенности Средневековой философии.
- Основные этапы философии Средних веков.
- Философия эпохи Возрождения (Ренессанса): антропоцентризм и гуманизм.
- Эмпиризм в философии Нового времени.
- Рационализм в философии Нового времени.
- Философские и общественно-политические идеи французского Просвещения.
- Немецкая классическая философия.
- Особенности постклассической философии (XIX-XX вв.)
- Основные направления философии XIX-XX вв.
- Специфические черты русской философии.
- Основные направления русской философии.
- Онтология как философское учение о бытии.
- Материя и ее атрибуты: движение, пространство, время.
- Диалектика как метод философии и учение о развитии, всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений. Законы диалектики.
- Проблема сознания.
- Гносеология как философское учение о познании. Проблема истины.
- Философия науки и техники.
- Глобальные проблемы современности.
- Человек как объект философского осмысления.
- Человек как биосоциальная система. Индивид, индивидуальность, личность.
- Социальная философия. Общество и его структура.
- Теории развития общества.
- Философия культуры
- Философия религии.
- Знание и вера.
- Философия и ценности.
- Культура и цивилизация.
- Этика как предмет философского осмысления.
- Проблема искусственного интеллекта.