12.Метафизика Аристотеля.
Биография. Аристотель родился в 384 году до н. э. в городе Стагире (отсюда полное имя - Аристотель Стагирит) на северо-западном побережье Эгейского моря; отец философа был врачом македонского царя Аминты III - отца Филиппа II и деда Александра Македонского. Когда Аристотелю было 17 лет, его отец умер, а Филипп II помог мальчику переехать в Афины и попасть в платоновскую Академию, дабы получить лучшее на тот момент образование. Аристотель становится учеником Платона и остаётся в Академии вплоть до смерти учителя в 347 году. Затем главой Академии становится Спевсипп, с линией которого Аристотель не согласен, а потому решает уехать из Афин и поселяется в городе Асса в Малой Азии, где и живёт под покровительством тирана Гермия. После гибели Гермия Аристотель перебирается в Митилен на остров Лесбос, где к тому моменту уже живёт его ученик Теофраст.
В 343 (или 342) году философа требует к себе Филипп II, предлагая стать воспитателем и наставником сына Александра; Аристотель принимает предложение и находится при македонском дворе вплоть до восшествия Александра на трон (около 336 года). Затем Стагирит возвращается в Афины и основывает там собственное учебное заведение - Ликей. При Ликее имелся сад с крытыми галереями для прогулок; обучение в Ликее часто велось в ходе таких прогулок, поэтому учащихся школы Аристотеля называли перипатетиками. В это же время Александр присылает учителю большое количество редкостей, захваченных во время походов, - полководец даже создал специальный отряд, который первым входил в захваченный город и собирал там всё самое ценное. В результате Аристотель стал обладателем обширной 27 коллекции самых разных предметов и рукописей, а после его смерти ученики сделали эту коллекцию общедоступной, устроив кунсткамеру.
После смерти Александра в 323 году Аристотель спешно покидает Афины, опасаясь наказания за близость с покойным правителем (Стагириту так и не смогли предъявить политические обвинения, но пытались привлечь к суду за безбожие). Большая часть трудов философа остаётся в Афинах, откуда их позднее забирает ученик Теофраст. Аристотель умирает в ссылке через год - в 322.
Метафизика. Понятие «метафизика» уже обозначает науку об умозрительных основах бытия в отличие от физики, исследующей устройство природы. Между тем, Аристотель не использовал это название, именуя метафизику «первой философией», а физику - «второй философии». Слово «метафизика» появилось тремя веками позже - при первом издании собрания сочинений Аристотеля Андроником Родосским: тогда все сочинения были разбиты на группы, при этом кроме чисто физических были обнаружены работы, похожие на физику, но не физичные по сути. Для таких работ было придумано название «метафизика», как нечто, похожее на физику; поэтому название и не несёт большого смысла, указывая лишь на определённую схожесть двух дисциплин.
Большая часть учения, относящегося к «первой философии», изложена в «Метафизике». Сочинение начинается с обзора предшествующих философов и критического рассмотрения их концепций. Доходя до Платона, Стагирит критикует теорию идей; вот некоторые из его аргументов: невозможно, чтобы неподвижная идея была причиной движения; неясно, как идеи, находящиеся в одном мире, влияют на вещи, находящиеся в другом мире; если есть конкретный человек - Платон - и есть понятие (идея) человека, то «между ними» есть также понятия белого человека, грека, афинянина и т. д. - данный процесс бесконечен, поэтому идей, характеризующих Платона, бесконечно много. Затем философ излагает собственное мнение об устройстве бытия.
Основа метафизики - категории (см. 1.4), которых у Аристотеля десять: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.
Каждая из этих категорий отвечает на тот или иной вопрос: сущность - «Что есть вещь?»; количество - «Сколько?»; место - «Где?», и так далее. И введение категорий уже само по себе стало огромным достижением: раньше те же слова пользовали в самых разных смыслах, что часто путало, приводя к абсурдным рассуждениям. Именно неопределённостью фундаментальных понятий активно пользовались софисты, создавая свои парадоксы; Аристотель положил конец подобным «недомолвкам».
Причинности. Помимо категорий Аристотель вводит четыре причины (или, правильнее сказать, причинности - то, что является причиной каких-то событий): формальную, материальную, двигательную и целевую. Формальная причинность определяет свойства предмета, материальная - то, из чего состоит предмет, двигательная - то, что создаёт предмет, целевая то, ради чего создаётся предмет. Например, если рассматриваемый предмет - горшок, то формальная причина - округлая форма горшка; материальная причина - глина; двигательная гончар, который реализует форму горшка в реальном изделии; целевая - то, ради чего гончар делает горшок.
- 1. Философия, ее специфика и место в культуре.
- 2. Структура философского знания. Историческое изменение предмета философии.
- 3. От мифа к логосу. Возникновение первых философских систем античности.
- 4. Космоцентризм античной философии, главные представители.
- 5. Онтология и космология досократиков. Диалектические идеи Гераклита.
- 6. Философия пифагорейцев.
- 7. Учение о бытии элейской школы. Апории Зенона.
- 8. Философия античного атомизма: Левкипп, Демокрит, Эпикур.
- 9. Жизнь и философия Сократа. Сократические школы.
- 10. Теория идей Платона
- 11. Модель идеального государства Платона.
- 12.Метафизика Аристотеля.
- 13. Этическое учение Аристотеля.
- 14. Философия стоиков и эпикурейцев.
- 20. Основные проблемы средневековой философии: проблема доказательства бытия Бога, соотношение веры и разума, спор об универсалиях. Схоластический метод исследования.
- 20. Основные проблемы средневековой философии: проблема доказательства бытия Бога, соотношение веры и разума, спор об универсалиях. Схоластический метод исследования.
- 21 Гуманизм и натурализм философии эпохи Возрождения.
- 22.Наукоцентризм философии Нового времени. Проблема метода познания.
- 23 Проблема субстанции в новоевропейской философии.
- 24. Ф. Бэкон – родоначальник эмпирической традиции. Индуктивный метод познания. Учение об идолах.
- 25. Принципы рациональной философии р. Декарта.
- 26. Спиноза: учение о субстанции и мышлении.
- 27. Трактовка проблемы первичных и вторичных качеств Локком и Беркли.
- 28 Монадология г. Лейбница.
- 29. Философия Просвещения и метафизический материализм.
- 30 Новоевропейский скептицизм. Агностицизм д. Юма и и. Канта.
- 21 Гуманизм и натурализм философии эпохи Возрождения.
- 22.Наукоцентризм философии Нового времени. Проблема метода познания.
- 23 Проблема субстанции в новоевропейской философии.
- 24. Ф. Бэкон – родоначальник эмпирической традиции. Индуктивный метод познания. Учение об идолах.
- 25. Принципы рациональной философии р. Декарта.
- 26. Спиноза: учение о субстанции и мышлении.
- 27. Трактовка проблемы первичных и вторичных качеств Локком и Беркли.
- 28 Монадология г. Лейбница.
- 29. Философия Просвещения и метафизический материализм.
- 30 Новоевропейский скептицизм. Агностицизм д. Юма и и. Канта.
- 41. Сравнение классического и современного типов философствования
- 42.Иррационализм и антисциетизм.
- 43. Позитивистская философия в 19-20вв.
- 44. Проблема демаркации научных и ненаучных знаний. Принципы верификации и фальсификации.
- 45.Феноменология
- 46.Экзистенциализм
- 47.Герменевтика
- 48.Основные направления и главные проблемы отечественной философии 19в.
- 50.Философия в России после 1917 года.