28 Монадология г. Лейбница.
Основные приниипы метода. Существуют различные варианты выделения принципов метода, что связано с достаточно большим количеством этих принципов. Тем не менее, все исследователи едины в определении четырёх положений, лежащих в основе всей философии Лейбница.
Первое положение - принцип всеобщих различий: все вещи уникальны, различны как качественно, так и по пространственному расположению; нигде не бывает совершенного сходства.
Второе положение - тождественность неразличимых вещей: две вещи, для которых все свойства первой присущи второй, а все свойства второй - первой, есть одна и та же вещь. Таким образом, всякая вещь тождественна самой себе, а две вещи, занимающие разные положения в пространстве или времени, различны качественно.
Третьим является принцип всеобщей непрерывности: между любыми двумя объектами существует бесконечное число других объектов, то есть между любыми двумя состояниями одного и того же предмета существует бесконечное число других состояний.
Четвёртый принцип метода провозглашает дискретность, или монадность: всякий объект представляет собой самостоятельную субстанцию - монаду.
Дополнительные принципы метода. Как уже говорилось выше, существуют разные мнения об общем числе принципов метода у Лейбница. Выделяют 11 положений, то есть кроме четырёх основных существует ещё 7 дополнительных. Пятый принцип постулирует полноту мира: мир содержит в себе всю полноту возможных вещей, движений и свойств.
Шестой принцип - принцип совершенства - говорит о том, что мир устроен наилучшим возможным образом.
Седьмой принцип провозглашает переход возможного в действительное. Лейбниц называет возможным то, что логически мыслимо и допустимо, а действительным – реально существующее, то есть монады.
В восьмом принципе метода Лейбниц объединяет три закона логики Аристотеля.
Девятое положение - закон достаточного основания: существование любой вещи, истинность или ложность утверждения должны иметь своё основание.
Десятый принцип говорит о всеобщей связи: существует связь внутри каждой монады, то есть всякое явление может быть объяснено лишь предшествующим.
Наконец, одиннадцатое положение – принцип минимума и максимума: всё в мире стремится прийти к максимальному результату минимальными средствами.
Монады: их свойства и развитие. В четвёртом принципе метода говорится о том, что всякая монада есть субстанция; таким образом, Лейбниц сразу же постулирует бесконечное многообразие субстанций. Но и всякая отдельная монада не может быть представлена как простая точка прямой: это, скорее, некий «метафизический дифференциал» «мировой линии » - бесконечно малый промежуток, который при этом несёт на себе бесконечное число отдельных точек. В онтологическом смысле это означает, что всякая субстанция бесконечна качественно, но конечна по своей протяжённости.
Далее: всякая монада находится в постоянном развитии; это позволяет Лейбницу определить субстанцию как бесконечный поток перемен, в котором изменения реальности и сознания, движение и развитие совпадают. Таким образом, монады находятся вне реального мира; они деятельны: духовные силы порождают духовное движение, которое, в свою очередь, обнаруживает себя в движении материальном.
Кроме этого, монады бессмертны (так как они не могут распасться на составные части). Жизнь монады складывается из стремления и восприятия. Развитие монад от низших к высшим связано с перемещением объекта их восприятия на всё новые «ряды мышления».
Низшие (или «голые) монады представляют собой неорганическую природу: они «спят без сновидений».
Далее следуют монады, обладающие ощущением и восприятием - это животные.
Третий класс монад представляют собой души людей - активные сознания, обладающие памятью и способностью к рассуждению. Всякая монада стремится к высшему классу, проходя в своём развитии через низшие. Такая эволюция сознания позволяет объяснить присутствие у человека ряда низших функций мышления (таких как смутное созерцание); соответственно, все люди стремятся к развитию своего мышления. Но они всё равно ограничены в этом пределами класса своей монады - прыжок из одного класса в другой невозможен, и животное никогда не станет человеком.
Как же происходила эволюция монад? Здесь Лейбниц не даёт прямого ответа, но, по-видимому, возникновение нового класса связано с неким «прыжком» в области качеств, который под силу только высшей монаде.
- 1. Философия, ее специфика и место в культуре.
- 2. Структура философского знания. Историческое изменение предмета философии.
- 3. От мифа к логосу. Возникновение первых философских систем античности.
- 4. Космоцентризм античной философии, главные представители.
- 5. Онтология и космология досократиков. Диалектические идеи Гераклита.
- 6. Философия пифагорейцев.
- 7. Учение о бытии элейской школы. Апории Зенона.
- 8. Философия античного атомизма: Левкипп, Демокрит, Эпикур.
- 9. Жизнь и философия Сократа. Сократические школы.
- 10. Теория идей Платона
- 11. Модель идеального государства Платона.
- 12.Метафизика Аристотеля.
- 13. Этическое учение Аристотеля.
- 14. Философия стоиков и эпикурейцев.
- 20. Основные проблемы средневековой философии: проблема доказательства бытия Бога, соотношение веры и разума, спор об универсалиях. Схоластический метод исследования.
- 20. Основные проблемы средневековой философии: проблема доказательства бытия Бога, соотношение веры и разума, спор об универсалиях. Схоластический метод исследования.
- 21 Гуманизм и натурализм философии эпохи Возрождения.
- 22.Наукоцентризм философии Нового времени. Проблема метода познания.
- 23 Проблема субстанции в новоевропейской философии.
- 24. Ф. Бэкон – родоначальник эмпирической традиции. Индуктивный метод познания. Учение об идолах.
- 25. Принципы рациональной философии р. Декарта.
- 26. Спиноза: учение о субстанции и мышлении.
- 27. Трактовка проблемы первичных и вторичных качеств Локком и Беркли.
- 28 Монадология г. Лейбница.
- 29. Философия Просвещения и метафизический материализм.
- 30 Новоевропейский скептицизм. Агностицизм д. Юма и и. Канта.
- 21 Гуманизм и натурализм философии эпохи Возрождения.
- 22.Наукоцентризм философии Нового времени. Проблема метода познания.
- 23 Проблема субстанции в новоевропейской философии.
- 24. Ф. Бэкон – родоначальник эмпирической традиции. Индуктивный метод познания. Учение об идолах.
- 25. Принципы рациональной философии р. Декарта.
- 26. Спиноза: учение о субстанции и мышлении.
- 27. Трактовка проблемы первичных и вторичных качеств Локком и Беркли.
- 28 Монадология г. Лейбница.
- 29. Философия Просвещения и метафизический материализм.
- 30 Новоевропейский скептицизм. Агностицизм д. Юма и и. Канта.
- 41. Сравнение классического и современного типов философствования
- 42.Иррационализм и антисциетизм.
- 43. Позитивистская философия в 19-20вв.
- 44. Проблема демаркации научных и ненаучных знаний. Принципы верификации и фальсификации.
- 45.Феноменология
- 46.Экзистенциализм
- 47.Герменевтика
- 48.Основные направления и главные проблемы отечественной философии 19в.
- 50.Философия в России после 1917 года.