logo
Шпоры по философии

30 Новоевропейский скептицизм. Агностицизм д. Юма и и. Канта.

Дэвид Юм.

Абстракции и субстанции. В вопросе об абстракциях Юм использует репрезентативную теорию Беркли, несколько дополняя её и конкретизируя. Юм считает общие понятия «урезанными» идеями, то есть идеями, содержащими лишь общие признаки предметов класса.

Юм считает невозможным ни доказать, ни опровергнуть существование субстанций: как материальной, так и духовной. Ту же точку зрения он занимает в вопросе о Боге. Данное положение определяет Юма как агностика (агностицизм - учение о невозможности познания мира).

Философ также задаётся вопросом о том, почему люди говорят о существовании субстанции, ни разу не познав этот объект чувственно. По его мнению, причина в непрерывном существовании вещей и явлений по отношению к нашему прерывному восприятию. При каждом возвращении нашего восприятия к явлению мы обычно наблюдаем то же, что и в прошлый раз. Значит, существует некоторая основа (или основы) всех явлений; поэтому субстанция - воображаемое ассоциативное суммирование (в смысле абстрагирования) впечатлений, полученных в разное время.

В целом, агностицизм Юма - это нежелание искать ответы на «вечные вопросы». Стоит так же отметить, что в молодости Юм читал много греческих книг (в частности, философских), из-за чего в 20 лет у него произошёл нервный срыв. После этого философ долго восстанавливался и уже не создал ничего лучше, чем написанное до срыва. Это редкий пример больших философских свершений, сделанных в молодости (и приведших к быстрому творческому упадку).

Иммануил Кант.

Кант начинал свою философскую деятельность с попытки развития учений Вольфа и Лейбница; в молодости он сильно увлекался космологией, которая постепенно привела философа к сравнению картезианской и ньютоновской картин мира.

Мыслитель занимается синтезом двух подходов - объясняя устройство Вселенной на основе притяжения и отталкивания, он отказался от идеи «первичного толчка», считая источником материи и движения Бога. Подобные «промежуточные» взгляды постепенно приводят Канта к агностицизму: причинные связи непознаваемы, а устройство психики недоступно нашему познанию.

Однако, Кант полагает, что нельзя следовать ни Локку, Лейбницу, Просвещению, считавшим разум всемогущим, ни Юму, полагающему наши возможности крайне ограниченными. Необходимо примирить эти совершенно различные традиции - но не многократно опробованным путём синтеза, а созданием новой концепции на принципиально новой основе - критике всех предшествующих учений. Именно это изменение во взглядах Канта (совпавшее по времени с защитой докторской диссертации - 1770), считают началом критического периода, продолжавшегося вплоть до 1797 года – окончания творческой деятельности философа.

Ключевым в философии Канта является вопрос противоречия; Итак, Кант наконец берётся за проблему противоречия, которая, как мы помним из Просвещения,© встаёт всё острее; однако, философ лишь формулирует антиномии, не решая их, что, вообще говоря, противоречит действительности.

Учение Канта утверждало линейное развитие мира: от антиномии к её разрешению; проблема состоит в том, что отсутствует начало, обладающее всеобщностью и необходимостью.

Специально отмечается, что им не может быть столь ненавистный опыт. Действительно, Кант выступает за линейность развития; но он же разрешает все антиномии; строго в рамках этой самой линейности. И начало, разумеется, есть - это сознание со своей категориальной структурой, безусловно обладающее необходимостью.

Бог появляется из этики и по сути является лишь гарантом свободы, а создание мира явлений и мира вещей в себе философа просто не слишком волнует. В этом, собственно говоря, и состоит его агностицизм; вполне, между прочим, понятный, поскольку достижения мыслителя оказываются гораздо значительнее, нежели формулировка очередного безосновательного ответа на основной вопрос философии.